Конечно, первый порыв – высказать ребёнку всё, что вы думаете. А думаете вы примерно то, что вам самим в детстве высказывали ваши собственные родители. Про «позор на нашу голову», про «плохо старался», про «все могут, а ты что, нет»? Наказать, отлучить от гаджетов, лишить прогулок, приковать к парте – ваш ребёнок не должен носить из школы двойки и точка. Сдержите этот порыв. Ребёнка нельзя ругать за двойки и на то есть пять веских причин.
1. Оценочная система не совершенна
Посмотрите сами, в школьной системе всего пять оценок, одни из которых заведомо не работают – кол ставят только с тем, чтобы потом переправить его на четвёрку. То есть для того, чтобы учесть все нюансы у учителя есть всего 4 оценки. Разве они могут отразить реальную картину знаний? Разве они могут показать, что на самом деле ребёнок усвоил, как он старался, как вёл себя на уроке, сколько времени и сил он вложил в домашнее задание?
2. Оценки – дело субъективное
Есть отличное выражение: «Никто не обязан любить чужих детей, только своих. И моих». На самом деле, это отличная иллюстрация к тому, как учитель ставит оценки. Одному ребёнку он может приподнять бал, другому – занизить, и не всегда от личной неприязни. У учителя может болеть голова, быть дурное настроение, могут быть проблемы, например, с другими учителями. В конце концов, он может просто не любить вашего лично ребёнка. Непрофессионально, но очень по-человечески. За всё это ребёнок должен расплатится дома наказанием, которое учините ему вы. Где справедливость?
3. У плохой оценки может быть много причин
И в этих причинах надо разобраться, прежде, чем выносить приговор. Ребёнок мог растеряться на контрольной, не выспаться, перенервничать, его мог отвлечь или сбить с толку сосед по парте. Поэтому единичная двойка совершенно ни о чём не говорит, нужно постараться охватить всю картину разом, поговорить с учителем, присмотреться повнимательнее, как ребёнок делает уроки и знает ли он на самом деле тему, которую с треском провалил.
4. Двойка может быть воспитательной мерой
К сожалению, учебный процесс не отделим от процесса личного воспитания ребёнка. Слишком активного ребёнка учитель может двойкой попытаться осадить, заставить выполнять школьные правила, слишком скромного «мотивировать» на более активные действия. Вам кажется это диким, но у учителей нет других рычагов управления, кроме оценок, школа не детский сад, тут в угол не поставишь.
5. Ваша реакция – вопрос дальнейшей мотивации ребёнка
Это, наверно, самое главное, почему не надо ругать ребёнка за двойки. Потому что ваша реакция может помочь ребёнку захотеть всё исправить, а может окончательно убить в нём желание учиться. Может убить его самооценку и наложить на него печать «двоечник», а может показать, что провалы случаются у всех и они не повод складывать руки, а наоборот, хороший стимул стремиться к лучшим результатам. Вспомните себя в возрасте ребёнка, и встаньте на его сторону. Оценки, в конце концов, исправить проще, чем ваши с ребёнком отношения.