За понятием мышление скрывается много различных умений: это и умение сравнивать, и отличать предметы, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сортировать, классифицировать и ориентироваться в пространстве. Чтобы овладеть всеми этими умениями, требуется не один год, поэтому развивать мышление ребёнка стоит в любом возрасте.
1. Найди пару
Возраст: от 1,5-2 лет.
Отличная игра для самых маленьких, которая учит сравнивать предметы и находить сходства. Подобные задания есть в большинстве развивающих книжек и тетрадей, а можно - подготовить материал самостоятельно. Нарисуйте на листе несколько геометрических фигур, предметов, игрушек, цифр или букв так, чтобы два элемента были одинаковыми, и попросите кроху найти их.
2. Части и целое
Возраст: от 2-3 лет.
Рассматривая с ребёнком картинки, соревнуйтесь, кто назовёт больше частей целого. Например, машина — это колёса, двери, фары, кузов, лобовое стекло и другие. Попробуйте сыграть и наоборот: начните рисовать детали или части тела, а малыш пусть догадается, что это будет.
3. Куда поместится?
Возраст: от 3 лет.
Возьмите небольшой предмет (например, мячик или кубик) и несколько ёмкостей: пару стаканчиков или коробочек. Предложите ребёнку навскидку определить, в какие ёмкости поместится предмет, а потом проверьте его догадки на деле.
Для детишек, которые с лёгкостью справятся с такой игрой, есть более сложный вариант. Сядьте с карапузом посреди комнаты и попросите, оглядевшись вокруг, сказать, где бы могла спрятаться кошка. Куда она поместится? А мышка? А сам ребёнок?
4. Поиски клада
Возраст: от 4-5 лет.
Заранее подготовьте карту сокровищ: нарисуйте схему комнаты или целой квартиры и отметьте точку, в которой вы спрячете «клад». Это могут быть сладости, маленькие сувениры или любимая игрушка ребёнка. Вручите малышу карту и предложите ему самостоятельно отыскать сокровища, ориентируясь по ней. В эту игру лучше всего играть с несколькими детьми, снабдив картой каждого.
5. Кто лишний?
Возраст: от 5-6 лет.
Такие игры тоже можно найти в развивающих тетрадях и книгах. Задача ребёнка - рассмотреть несколько картинок и определить, какая из них лишняя. Например, «в компанию» из фруктов (яблоко, груша, слива, ананас) может затесаться морковка, а на одной странице с наземным транспортом (автобус, троллейбус, автомобиль, поезд) может оказаться самолет.
6. Разложи карточки
Возраст: от 6-7 лет.
Для этой игры стоит обзавестись набором карточек, на которых изображены различные предметы, животные и растения. Их можно купить, а можно сделать самим, наклеив на плотную бумагу или картон вырезки из газет и журналов. Предложите малышу разложить карточки по группам, основываясь на каком-то признаке. Например, живое-неживое, растения-животные, съедобное-несъедобное. Поначалу давайте задания, разделив карточки на две группы, а со временем усложняйте: пусть групп будет больше, а признаки будут не такими очевидными. Когда кроха наберётся опыта, можно предложить ему самостоятельно выделить какой-то признак и рассортировать картинки.
7. Наоборот
Возраст: от 7 лет.
В эту игру можно играть как вдвоём с ребёнком, так и компанией. Взрослый произносит слово, а малыши должны как можно быстрее придумать ему антоним. Например, холодный-горячий, светлый-тёмный, злой-добрый, трус-храбрец.
И помните, что развитие — процесс сугубо индивидуальный, а значит, не существует чётких норм развития мышления. Главное, чтобы малышу нравилось играть!