Первые трудности
Первые трудности, с которыми сталкивается ребёнок, поступивший в первый класс, это появление в его жизни многочисленных «нужно» и «должен». Отныне он должен прийти в школу вовремя, а в садик можно было и опоздать. Должен сам одеваться, собирать-разбирать рюкзачок на уроке. Теперь вместо игр вечером ему нужно делать уроки, а вместо утренней прогулки в саду — у него уроки в школе. В общем, жизнь изменилась кардинально.
Добавьте к этому новый коллектив детей, в который попадает первоклассник, огромное помещение, где детей во много раз больше, чем в детском саду, новых взрослых — учителей, которые делают замечания: на переменке не бегай, в столовой не кричи… От всех этих перемен в жизни ребёнок испытывает настоящий стресс.
Проявляется он по-разному. Ребёнок возвращается из школы перевозбужденный, готовый в любой момент разразиться слезами. Сдерживаемая во время уроков энергия прорывается наружу, и он не может и секунды усидеть на месте. Бывает и наоборот: приходит домой тихий, словно обессиленный, некоторые дети в первые дни даже спят днём. У кого-то пропадает аппетит, другие, напротив, набрасываются на еду — к школьным завтракам ещё надо привыкнуть.
Многие дети из-за волнения становятся вдруг рассеянными, забывают элементарные вещи, не могут сосредоточиться. Как правило, это не имеет отношения к их умственным способностям. Детям просто нужно немного времени, чтобы привыкнуть к школе.
Привыкаем к новой жизни
Период адаптации к новым условиям длится в среднем 1-2 месяца. Затем новая жизнь перестает быть новой и входит в обычную колею.
Дети, которые до школы не ходили в садик, могут адаптироваться к новым условиям дольше. Часто родители считают, что домашний ребёнок в знаниях даст фору садовскому, но это не совсем верно. Во-первых, и в садах сейчас с детьми проводят занятия, подготавливающие к школе. Так что минимальный багаж знаний есть и у садовского ребёнка. А, во-вторых, на этом этапе важнее не огромный объём знаний у 7-летнего ребёнка, а его готовность к школе — бытовая, психологическая.
В силу того, что домашний ребёнок не проводил много времени в детском коллективе, в первом классе он может долго привыкать к тому, что надо всё делать быстро и самостоятельно. Иначе может остаться без стула в столовой или не сумеет попроситься в туалет.
В первом классе многие дети начинают болеть. Новый коллектив — это и новые микробы, которыми дети активно обмениваются. Те, у кого иммунитет слабее, оказываются наиболее восприимчивыми к инфекции. К тому же стрессы ослабляют защитные силы организма.
Но если у садовских детей иммунитет чаще всего уже выработался и многие «отболели» своё, когда пошли в сад, то у домашних детей такого иммунитета, как правило, нет. А значит болеть они будут чаще.
Чтобы не получилось такого, что ребёнок только-только начал привыкать к учёбе — и тут заболел, пропустил уроки, затем выздоровел и снова пошёл в школу — примите профилактические меры. Они всем хорошо известны: закаливание, противовирусная терапия, вакцинация — кому что больше нравится.
Если уже дело идет к Новому году, а ребёнок по-прежнему проявляет тревожность и нервозность, плохо спит, легко плачет, у него изменился аппетит, то ваш первоклассник так и не смог справиться со стрессом. Возможно, он был психологически и даже физически не готов ещё к школе, а, может, нагрузка оказалась непомерной для него.
Не впадайте в крайности!
Конечно, родители тоже переживают, когда их малыш впервые переступает порог школы. Нам так хочется, чтобы он был примерным и прилежным, учился на пятерки, учителя его хвалили, одноклассники с ним дружили… Чувствуете, какую непосильную ношу мы сразу же, только своими ожиданиями, взваливаем на ребёнка? А с началом учебного года к ожиданиям добавляются и требования. Переживая, что малыш не будет соответствовать каким-то стандартам, родители начинают нагнетать: «Смотри, получишь двойку! Будешь плохо учиться, тебя оставят на второй год! Будешь плохо себя вести, тебя выгонят из школы!».
Получается, что ваш ребёнок чуть ли не каждую минуту сдаёт экзамен на соответствие вашим требованиям. Такое напряжение даже взрослому не под силу! Так что не надо нагнетать обстановку, пугать ребёнка школой и тем самым усиливать его напряжение.
Порой родители впадают в другую крайность. «Не сделал уроки? – Не страшно, в школе такие нагрузки! Каникулы с понедельника? – Не страшно, мы и пятницу прогуляем, а может, и четверг захватим, в первом классе это ерунда!».
Снижая значимость школьного процесса сейчас, вы таким образом закладываете своеобразную мину замедленного действия. Потому что ребёнок запомнит: дисциплина и обязанности — это пустой звук, а правила можно нарушать.
Правила для первоклассника
Как же помочь ребёнку адаптироваться к школьной жизни?
- Чёткий режим дня. Ложиться должен в 9 часов, максимум в 9:30. Подъем в 7, самое позднее — в 7:30. Утром у ребёнка должно быть достаточно времени, чтобы не только быстро умыться-одеться, но и в спокойной обстановке позавтракать.
- Правильное питание. Еда — это ещё один важный момент в адаптации. Ребёнок обязательно должен утром есть, и завтрак должен быть именно завтраком и горячим, а не перекусом из бутербродов. Дети, которые ходили в садик, дома обычно не завтракали, а в саду завтрак бывает уже после восьми. Да и за лето, возможно, дети привыкли есть поздно. Значит, постепенно переучивайте ребёнка завтракать чуть раньше. После школы у ребёнка должен быть обед, и тоже полноценный: первое, второе, третье. Если ребёнок сыт, у него и голова лучше варит, и сил больше, и настроение бодрое.
- Обязательные прогулки. Когда ребёнок прыгает и бегает на свежем воздухе, он не только таким образом даёт выход энергии. Благодаря поступлению кислорода улучшается кровообращение, в том числе и мозговое. То есть приготовление уроков после прогулки будет намного эффективнее.
- Отдых. Как бы много уроков не задавали, после школы дайте ребёнку отдохнуть часа два. Он ведь не робот, чтобы безостановочно трудиться. В идеале — должна быть прогулка, чтобы он мог выплеснуть энергию и сбросить школьное напряжение.
- Обсуждайте с ребёнком, как прошёл его день. Причём говорите не только о трудностях и проблемах, но и о радостных событиях и эмоциях. Именно на приятном и акцентируйте внимание первоклассника: «Да, ты не смог ответить на вопрос по математике, зато как хорошо прочитал стихотворение! Молодец! А с математикой давай ещё потренируемся!».
Ищите сами позитив и научите этому ребёнка — такой подход ему пригодится и во взрослой жизни. Люди, мыслящие позитивно, легче адаптируются к новым условиям.