Всё начинается с детского сада
Детский сад – это отличная возможность для малыша постепенно узнать, что такое дисциплина и распорядок дня. Отдав ребёнка в садик, вы поможете ему быстрее привыкнуть к определённому режиму дня, который отличается от домашнего. Ведь в 7 лет ему всё-таки придется посещать школу. И он может оказаться просто не готов к общению и взаимодействию в коллективе, к тому, что существует не только мама с бабушкой, но и другие старшие, авторитет которых неоспорим в рамках обучения.
Если у вас нет желания отдавать малыша в обычный детский сад, вариантов множество: частные сады, группы кратковременного пребывания в детских центрах, развивающие занятия. Главное, чтобы в жизни ребёнка присутствовала последовательность и регулярность, а не хаотичный режим дня.
Школа и только она
Начало учебного года для первоклассника – всегда стресс. Даже если ребёнок в некотором смысле подготовлен, и у него не заметны признаки тревожного поведения, усталости и напряжения, не нагружайте его занятиями и не записывайте сразу в 5 художественных кружков и спортивных секций.
Если вы не оставите малышу времени для отдыха, у него может случиться эмоциональная перегрузка: от новых людей, обязанностей, видов деятельности и занятий.
График дня нарушает свободу?
Есть мнение, которое поддерживается специалистами в области психологии и педиатрии, что режим дня травмирует детскую психику: малыш вынужден изо дня в день следовать расписанию, а шаг в сторону равносилен преступлению. Даже с медицинской точки зрения, дисциплина, включающая в себя здоровый образ жизни, спортивные занятия, прогулки и сбалансированное питание, ещё никому не навредила. И именно так маленький человек учится быть ответственным и серьезным.
Учитывая требования школьной программы и интересы малыша, составьте распорядок дня.
Важно помнить, что в этом возрасте ребёнок – это ещё не взрослый ученик, переключаемость внимания у него быстрая. Поэтому разные виды деятельности должны в буквальном смысле чередоваться и сменять друг друга: от умственного труда к творческому, или к физическим нагрузкам.
Первоклассник: что поменялось?
Подъём. Если уроки в школе начинаются в 8.30, то подъем в 8.00 запрещен. Оптимальный вариант за 1,5 часа до начала уроков, то есть в 7.00 часов.
Утренние сборы. Равновесие в действиях и эмоциях – основополагающий фактор для правильной адаптации ребёнка к школе. До выхода из дома малыш должен умыться, позавтракать и сделать зарядку. Хотя бы 5 минут лёгкой разминки ему необходимо. Поэтому если вы сами пренебрегаете утренними физическими упражнениями, начните их делать вместе с ребёнком. Дорога в школу не должна превращаться в забег. Если малыш будет бояться опоздать, то переживания станут препятствием для быстрого включения в учебный процесс.
Дневной сон. Некоторым первоклашкам, в виду психофизиологических особенностей, не просто днем без сна. В середине дня они становятся плаксивыми и раздражительными. Поэтому после школьных занятий можно отдохнуть час, а после заняться уроками.
Прогулки на свежем воздухе. Школьные занятия, хоть и очень насыщенные у современных детей, не должны походить на тюремное заключение. Постарайтесь соблюдать баланс, не принуждать ребёнка сразу после школы садиться за уроки и делать их до вечера. Лучший вариант – это возможность погулять на свежем воздухе. Должно пройти не менее 2 часов между уроками и выполнением домашнего задания.
Физиологи советуют: первоклассникам неободимы ежедневные прогулки по 3-3,5 часа.
Домашнее задание для детей и их родителей. Считается, что время с 14.00 до 15.00 не самое продуктивное для мозговой деятельности: работоспособность падает, потому что активность клеток головного мозга понижается. С 16.00 можно приступать к выполнению домашних заданий. Идеальный вариант, если уроки вы будет делать каждый день в одно и то же время.
Современные дети не представляют себе жизни без компьютеров и прочих технических устройств. Постарайтесь в первые учебные месяцы минимизировать у первоклассника «общение» с гаджетами и сократить время для просмотра телевизора.
Таблица распорядка дня первоклассника
Элементы режима дня | Время |
Подъём | 7.00-7.05 |
Подготовка к школе | 7.00-7.30 |
Завтрак | 7.30-7.50 |
Дорога в школу | 7.50-8.15 |
Занятия в школе | 8.30-12.30 |
Дорога из школы, прогулка | 12.30-13.30 |
Обед | 13.30-14.00 |
Послеобеденный сон или свободное время | 14.00-15.00 |
Прогулка, игры на воздухе, домашние дела | 15.00-16.00 |
Выполнение домашних заданий |
16.00-17.15 |
Прогулка, полезный труд | 17.15-19.00 |
Ужин, свободное время, тихие игры | 19.00-20.30 |
Приготовление ко сну | 20.30-21.00 |