Анна Голдина, художник, педагог и со-основатель сервиса для обучения рисованию «Ларчик», делится своими советами. Дети довольно рано начинают проявлять интерес к рисованию. Сторонники моторной теории считают, что рисование - это выражение двигательной активности ребёнка, а научный подход говорит, что занятия с красками помогают детям осмыслить происходившее с ними за день. В то же время подражательная теория настаивает, что дети лишь пытаются повторять за взрослыми, имитируют письмо или творчество.
Скоре всего, причины интереса малышей к рисованию - комплексные. И за редким исключением родители не согласятся, что такое развлечение помогает развить ребёнка. Как же научить кроху рисовать, если вы сами — отнюдь не мастер красок и кисти?
Совет №1: Создайте «уголок художника»
Прежде всего необходимо, чтобы у ребёнка был свободный доступ к материалам для рисования. Можно организовать небольшое рабочее место: например, детский мольберт с рулоном бумаги или маленький столик со стопкой чистых листов. Рядом поставьте стаканчик с восковыми мелками: пользуясь ими, малыш не испачкает ни себя, ни мебель. Кроме того, их легко брать маленькими пальчиками из-за формы, они не токсичны и не травмоопасны, а палитра цветов достаточно разнообразна для создания первых шедевров.
Совет №2: Замените обучение на эксперимент
Многие педагоги считают, что ребёнку необходимо дать полную свободу работы с материалами. Не надо показывать, как рисовать кистью или мелком: лучше предложить малышу самому изучить их свойства и выразительные возможности. Для начала можно лишь объяснить ребёнку, как и чем пользоваться, но не поправлять его во время творчества. Внимательно наблюдайте за малышом, чтобы не допустить травматизма, но ни в коем случае не отбирайте кисть или карандаш и не поправляйте рисунок. Дети очень чувствительны к критике, и в дальнейшем из-за таких «замечаний» им может быть сложно самовыражаться, придумывать, быть креативными - останется страх сделать что-то «не так». Правильнее будет в следующий раз опять показать ребёнку методы обращения с материалами, постепенно помогая выработать правильную технику.
Совет №3: Объясняйте свои действия
Обязательно рассказывайте малышу что и зачем вы делаете при работе с материалами. Например: «Я выбрала жёлтый карандаш для лимона, потому что он жёлтого цвета», «Я рисую квадрат. Это будет стол». Также полезно задавать вопросы юному художнику. Какой бы цвет он выбрал? Каким он видит дом или кошку? Таким образом детям будет легче сориентироваться в материалах, понять и осмыслить форму предметов, их свойства.
Совет №4: Не бойтесь показать, что вы что-то не умеете
Даже если вы никогда не рисовали и не можете изобразить жирафа по просьбе ребёнка, не переживайте и не стесняйтесь. Честно скажите, что вы испытываете затруднения и вам нужна помощь. Дети очень любят быть полезными и нужными. Например: «У жирафа маленькая голова (рисуете голову), маленькие рожки на ней и длинная шея. Какого он цвета, как думаешь, какой выбрать? А что ещё у него есть? Пятна! Помоги мне нарисовать ему пятна». Вы можете совершенно не помнить, как выглядит тот или иной предмет, загаданный малышом. Просто начните разговаривать с ребёнком — пусть он опишет то, что хочет нарисовать. И так, в диалоге, вы вместе создадите первый шедевр малыша. От такого творческого опыта довольны останетесь вы оба!