Понятие развитие ребенка в 5 лет включает в себя как степень физического развития и приобретенные навыки, так и психическое развитие, речь, интеллект и коммуникации. Важно, чтобы малыш примерно вписывался в нормы развития ребенка в 5 лет. Однако, стоит помнить и о том, что все дети индивидуальны, и они могут развиваться как с опережающими темпами, так и немного отставая по определенным параметрам. Стоит оценивать успехи ребенка в сравнении с прошлыми его периодами, а не по усредненным таблицам и графикам. Если возникают какие-либо вопросы, стоит обсудить их с педиатром, неврологом или психологом. Иногда соматические или частые инфекционные заболевания влияют на развитие. При устранении негативных факторов ребенок быстро наверстывает упущенное.
При оценке речевых навыков ребенка важно понимать, что овладение речью и ее правильностью у всех детей происходит индивидуально. И основную роль в этом отводят родителям, чем больше вы будете говорить с ребенком, читать ему, поправлять в речи – тем быстрее и проще он овладеет ее правилами. Важно научить ребенка правильно говорить, слушать, отвечать на поставленные вопросы или задавать их самому, активно поддерживать диалог. Начнем с того, сколько слов говорит ребенок в 5 лет? В среднем, в словарном запасе пятилетки должно быть около 3000 слов, которыми он свободно владеет. Причем, произносить он их должен без пропусков звуков и слогов и перестановки, за исключением особо сложных слов. Что должен говорить ребенок в 5 лет? Малыш должен знать названия учреждений и профессий, окружающих предметов, а также называть их назначение с использованием глаголов, прилагательных, называть свойства предметов.
К основным нормам речи ребенка в 5 лет относят правильное воспроизведение всех звуков, самостоятельную оценку собственной и чужой речи с выявлением дефектов в ней. Ребенок может сам поправить свои ошибки в речи. В разговоре дети используют все части речи, правильно строят как простые, так и сложные предложения. Дети активно используют интонации в речи, могут выразить словесно свои эмоции, понижают и повышают громкость при разговоре, меняют тон. Дети отлично учат стишки, запоминают и пересказывают короткие рассказы, могут поддерживать беседу, и развернуто отвечают на вопросы взрослых. Они используют речи обобщения, притяжательные прилагательные, находят однокоренные слова, синонимы и антонимы.
Задержка речевого развития у детей 5 лет
Часто родителей беспокоит тот факт, что ребенок в 5 лет мало говорит. Обычно причинами этого являются сами родители, которые мало общаются с малышом, и не дают ему возможности говорить, рассказывать. Часто, учитывая, что его понимают практически без слов, ребенок в 5 лет ленится разговаривать. При этом, все основные речевые навыки у ребенка развиты нормально. В этом случае важно больше уделять внимания речевому развитию – читать и учить стихи, побуждать ребенка к диалогам.
Если же родители замечают, что речь ребенка существенно отличается от других детей его возраста, стоит обратиться к специалисту и выяснить, почему ребенок в 5 лет плохо говорит. Признаки задержка речи у ребенка 5 лет можно выяснить по следующим признакам. Прежде сего, об этом будет говорить бедный словарный запас, если ребенок неправильно понимает значение слова и его смысл, если он подбирает слова, называя предметы, или часто ошибается в названиях. Стоит насторожиться, если к пятилетию ребенок пропускает или переставляет слоги в словах, за исключением незнакомых и очень сложных слов. Стоит выяснить причины задержки речи у ребенка 5 лет, если он часто говорит по слогам, слишком медленно или слишком быстро и неразборчиво говорит в привычных условиях, если запинается, заикается, делает необоснованные паузы в речи. Беспокойство должно возникнуть при неправильном построении предложений, использовании слов в не том числе или лице, если ребенку сложно составит рассказ, пересказать сказку или ответить на вопрос.
В таком случае важно обратиться к логопеду неврологу, дабы выяснить, с чем связаны подобные сложности в речи. Также стоит набраться терпения и активно заниматься с ребенком, говорить с ним, делать артикуляционную гимнастику, развивать мелкую моторику рук. Нужно, чтобы он больше общался со сверстниками, не имеющими проблем с речью, и от них слышал правильные слова и фразы. Дом нужно разговаривать с ребенком без сюсюсканья и коверканья слов, только правильно. Много читайте ребенку, разучивайте с ним короткие стихи и пересказывайте рассказы и сказки.