Драмкружок, кружок по фото, а еще в Фейсбук охота… Современные школьники сильно загружены не только учёбой, но и дополнительными занятиями. А ещё, разумеется, тратят часы на игры и общение с друзьями, в том числе и виртуальное. Не мудрено, что в таком водовороте событий ребёнку постоянно не хватает времени. Причём зачастую это время на сон, еду и домашние задания. Чтобы избежать неприятных последствий в виде болезней, плохой успеваемости и конфликтов с учителями, стоит вовремя наладить тайм-менеджмент — обучить школьника правильно планировать свой день. Есть несколько главных моментов, которые позволят это сделать.
Наводим порядок
Когда в комнате, рюкзаке и голове царит беспорядок, найти что-то нужное, а тем более вовремя, практически невозможно. Поэтому с юных лет учите ребёнка хранить вещи в порядке. На уборку понадобится меньше времени, если пылесос, щётка с совком, ведро со шваброй, тряпка для пыли лежат рядом и в удобном, доступном месте. Отыскать необходимый материал в тетрадях и нужные параграфы в учебниках просто, если заголовки конспектов выделены маркером, а на поля и страницы книги приклеены разноцветные стикеры с пометками.
Бумажки, брошюры и документы удобно хранить в плотных папках, а расположить их вместе с книгами и тетрадями лучше на открытом стеллаже, чтобы по корешку можно было быстро найти то, что требуется.
Расставляем приоритеты
Проблема многих людей, и не только школьников, в неумении расставлять приоритеты. Если нет понимания того, какие задачи важнее, то и время тратится на то, чем можно было бы вообще пренебречь. А первоочерёдные дела так и остаются заброшенными.
Уже младшего школьника необходимо учить оценивать важность задач. Поиграйте с ребёнком в несложную игру: напишите список из 5-7 дел и попросите его пронумеровать их в порядке важности. Проделайте то же самое, а потом сравните результаты и обсудите, если в ваших списках есть расхождения. Скорее всего, такие важные занятия, как сон и еда, у ребенка будут стоять далеко не на первом месте.
Ещё одно важное умение – отличать жёсткие дела от гибких. Жёсткие — те, которые привязаны к конкретному времени (учёба, секции, спектакль в театре), гибкие же можно выполнять в любое время в течение дня. Назовите несколько дел, и пусть чадо решит, к какому типу относится каждое. Это тоже здорово поможет спланировать день.
Планируем день
Обучаясь тайм-менеджменту, просто необходимо завести ежедневник. Пусть он будет красивым и удобным, чтобы ребёнок записывал свои дела с удовольствием. Первые несколько дней помогайте школьнику распределить задачи.
- Соблюдайте режим: вставать и ложиться спать, а также завтракать, обедать и ужинать школьнику стоит в одно и то же время каждый день.
- Проследите, чтобы ребёнок правильно формулировал задачи (не «доклад», а «подготовить доклад по истории и сделать презентацию»), — так, открыв ежедневник, можно будет сразу понять, что именно требуется сделать.
- Дробите крупные задания на мелкие этапы, чтобы удобнее было отследить их выполнение.
- Жёсткие дела записывайте на конкретное время, гибкие — в соседнем столбце с указанием того, сколько примерно времени это займет.
- После этого впишите самые приоритетные гибкие дела в таблицу с жёсткими — так станет ясно, на что времени не хватит. В деле планирования очень важно не переоценить свои силы. Зачастую ребёнку кажется, что он успеет всё, а составление подробного графика поможет взглянуть на ситуацию реалистично.
- Дела, относящиеся не ко времени, а к ситуации («расспросить Мишу про вуз, в который он собирается поступать»), стоит записывать на отдельных страницах, пометив их цветным стикером и озаглавив в соответствии с тематикой («Всё про вузы»).
- В конце каждого дня вписывайте дело «Запланировать следующий день».
Делаем «напоминалки»
В наше время проще всего создать напоминания в мобильном телефоне — тогда в определённое время будильник возвестит о том, что пора сделать дело. Однако это не единственный способ, и для менее важных дел или задач, не привязанных ко времени, можно использовать различные записки и стикеры. Полезным для напоминаний аксессуаром, украшающим рабочее место школьника, может стать:
- пробковая доска, куда удобно крепить стикеры, листочки и фотографии;
- грифельная доска, на которой приятно писать «напоминалки» мелом;
- магнитная доска, где можно оставлять записки с помощью маркера или крепить листочки магнитами.
«Хвалим» и «ругаем» себя
Чтобы ребёнок видел, что планирование эффективно, попросите его отмечать галочкой или вычёркивать сделанные дела.
Также полезно выделять цветом несделанные или незаконченные, закрашивать или заштриховывать временные интервалы, которые были потрачены впустую.
Ежедневник для школьника должен стать не просто ещё одной обязанностью или красивой тетрадкой, а наглядным инструментом работы с собственным временем.
Для родителей
Вы можете внести и свой неоценимый вклад в планирование дня школьника. Поможет в этом всё тот же ежедневник. Запланировав несколько дней, оцените, не слишком ли мало или много у ребёнка дополнительных занятий. Возможно, ему не хватает времени на себя и свои хобби, или же наоборот он бесцельно сидит целыми вечерами за компьютером.
Старайтесь оставлять временные интервалы между жёсткими делами: если через час после окончания уроков у ребёнка занятие танцами, не стоит впихивать туда визит к стоматологу — отложите его на более свободный день. Во-первых, любой форс-мажор (автобус не пришел, ботинок порвался) заставит школьника опаздывать и нервничать, а во-вторых, любому нормальному человеку требуется время на то, чтобы выдохнуть и переключиться на другое занятие.