Умение готовить не только полезный навык, который пригодится ребёнку на всех этапах его жизни. Кулинария отлично развивает малыша – в ней есть понемногу от физики и от химии, а ещё это безусловно творческий процесс. Приготовление еды – это простой и быстрый способ увидеть, как приложенные тобой усилия превращаются во что-то материальное, чем можно удивить родных.
Ребёнку приятно будет сделать что-то самостоятельно и получить признание и благодарность близких, не важно, что это – простая яичница или трёхслойный торт с двумя видами крема.
Вот пять практических советов, как привить ребёнку интерес к приготовлению еды и чему-то его научить.
1. Не отказывайтесь от помощи
Всем детям хочется быть, как мама. Если они видят, как мама готовит обед или ужин для голодного и уставшего после работы папы, их, конечно же, как магнитом тянет на кухню. И в этот момент главное собрать волю в кулак и не выпроводить детей оттуда. Да, вы торопитесь, и знаете, что наверняка ребёнок разобьёт яйцо, засыплет всё мукой, разобьёт тарелку, порежется, очищая целый час одну картофелину. В итоге, вместо того, чтобы следить за котлетами, которые так и норовят подгореть, вам придётся делать дополнительную уборку и утешать малыша. Но отказаться от помощи – верный способ убить в ребёнке интерес к какому-либо делу. Поэтому наберитесь мужества и соглашайтесь, тем более, что хороший помощник не повредил ещё ни одной хозяйке.
2. Проведите ребёнку экскурсию по кухне
Малыш младше ё лет наверняка уже успел познакомиться с кастрюлями, из которых получаются отличные барабаны, и с крупами, в которые так приятно запускать пальчики. А вот ребёнку старше 3 лет необходимо рассказать про технику безопасности на кухне, объяснить, зачем нужны прихватки и рукавицы и как орудовать у плиты, почему посуда легко бьется, что ножи острые и обращаться с ними нужно аккуратно. Ребёнок должен знать, что его безопасность – в его руках, не нужно бояться горячего или острого, но нужно быть на чеку и держать ушки на макушке.
3. Давайте ребёнку посильные задания
Для ребёнка младше 5 лет можно купить отдельную посудку, маленькую скалку и формочки для печенья, ложечки с термостойкими ручками, которыми можно помочь маме мешать кашу на плите. Ему же можно доверить залепить пирожок с начинкой или слепить вареник, перемешать салат.
Ребёнок лет пяти-шести уже вполне может познакомиться с небольшим ножиком или «экономкой», ему по силам отрезать хлеб, почистить картофелину – пусть не очень аккуратно и красиво, порезать мягкие отварные овощи для салата, насыпать макароны в кипящую воду (очень аккуратно), насыпать под маминым руководством все ингредиенты для блинов и смешать их в чаше блендера. Конечно же, в том же блендере он запросто может приготовить молочный коктейль – положить мороженное, залить сиром и молоко и смешать.
В 8 лет ребёнок уже вполне способен сварить и кашу, и макароны, поджарить яичницу и приготовить другие несложные блюда. В этот же момент обычно понятно, увлекла ли его кулинария, станет ли она его хобби или это будет простая необходимость во взрослом возрасте.
4. Последовательно переходите от простого к сложному
Обеспечьте ребёнка самыми простыми рецептами. Помните, как это делали наши учителя в школе на уроках труда. Сначала мы учились готовить бутерброды, потом делали салаты, потом варили простые супчики и каши и только под конец курса замахивались на выпечку, сырники и котлеты. Хорошим подспорьем будут рецепты простых блюд, приготовленных в чашке в микроволновке – какой-нибудь шоколадный кекс, который он сможет испечь в печке буквально за пять минут, станет настоящим чудом и хорошим стимулом, чтобы научиться ещё чему-то. Убедившись, что малыш освоил один рецепт, предложите ему перейти к следующему. Между прочим, это касается не только девочек, самые лучшие повара, как известно, получаются из мужчин, так что мальчику эти навыки тоже пригодятся.
5. Оцените результат
Худшее, что вы можете сделать, это отругать ребёнка за «переведённые» продукты в случае неудачи. Конечно, не всё у него получится с первого раза, что-то может подгореть, что-то остаться сыроватым, он может пересолить блюдо или добавить слишком много сахара. Будьте терпеливы. Обязательно благодарите ребёнка за приложенные усилия, а затем мягко предлагайте в следующий раз подержать блюдо на огне немножко подольше, положить соли чуть-чуть поменьше, жарить не на таком сильном огне. Главное, чтобы критика не задела его и не обесценила его труд. Тогда он с радостью будет предпринимать новые попытки, которые обязательно увенчаются успехом.