Адаптация ребенка к школе: трудности и проблемы
Для большинства детей переход из садика в школу- это серьезный шаг, который связан с резким поворотом в его жизни. Теперь вашему малышу надо привыкнуть к новому режиму, другим требованиям, одноклассникам и ежедневным обязанностям.
Часто адаптация ребенка к школе проходит не так гладко, как хотелось бы всем родителям.
Окончание детского сада и начало обучения в школе совпадает с серьезными психологическими и моральными изменениями в жизни ребенка. В 7 лет многие дети переживают очередной возрастной кризис.
Итак, когда ваш ребенок идет в первый класс у него начинается новая жизнь. Идет развитие различных видов памяти, формируется познавательная деятельность и ребенок понимает, что теперь у него другой социальный статус. Он теперь не дошкольник, а ученик. Обычно дети очень хотят скорее стать школьниками и чувствовать себя более взрослыми, но для многих из них это довольно тяжелый процесс, сопряженный с различными трудностями в виде строгого распорядка и ежедневными домашними заданиями.
Процесс адаптации первоклассника к школе можно условно разделить на несколько этапов:
- Ребенок испытывает сильное напряжение, которое в среднем длиться около 3 - 4 недель;
- Ребенок ищет пути решения и способы приспособления к новым условиям и сильное напряжение начинает стихать;
- Ребенок привыкает к нагрузкам и находит более менее подходящие способы решения возникающих сложностей.
Адаптация детей к школе как правило начинается еще в дошкольном учреждении. Воспитатели проводят различные занятия, направленные на подготовку ребенка к переходу из садика в школу.
Как мы уже говорили многие дети не одинаково хорошо реагируют на такие глобальные изменения в их жизни. К особенностям адаптации детей к школе можно отнести готовность принять все изменения и обязанности с переходом в школу. Выделяют несколько видов подготовленности:
- Личностная. Выражается в отношении ребенка к новому статусу школьника, учителям и одноклассникам.
- Социально-психологическая. Умение устанавливать дружеские отношения с учителем и в коллективе. Способность действовать сообща, находить компромиссы, умение уступать.
- Интеллектуальная. Ребенок должен обладать начальными знаниями, способностью логически мыслить и справляться с простыми задачами.
Проблема адаптации первоклассников в школе
Самой частой проблемой адаптации ребенка к школе является непризнание и непринятие ребенка коллективом. Это может случиться по самым простым причинам, например если у вашего ребенка особенная манера речи или необычный вид одежды. В таком случае вам надо обязательно своевременно вмешаться.
Школьные проблемы ребенка не должны оставаться без внимания. Обязательно проведите беседу и выслушайте своего малыша. Нужно, чтобы он наладил контакт с коллективом для комфортной и хорошей учебы.
Выделяют 3 группы прохождения детьми адаптации:
- Легкая адаптация. Ребенок доброжелателен и в хорошем настроении привыкает к школе довольно быстро за 2-3 месяца. С удовольствие посещает учебной заведение, слушается учителя, выполняет все домашние задания и хорошо ладит с одноклассниками.
- Средняя адаптация. Более длительный период привыкания. Только через пол года ребенок привыкает к системе обучения и новым требованиям. Иногда это совмещается с некоторыми трудностями в общении с учителем и другими детьми.
- Тяжелая адаптация. Ребенок не усваивает школьную программу, не желает учиться. Может быть отвержение сверстниками и отсутствие контакта с учителем. С такой проблемой адаптации первоклассника в школе иногда следует обратиться к педагогу или психологу для выяснения причин и их устранения.
В заключение добавим, что основными признаками благоприятной адаптации ребенка являются установление контакта с учителем и одноклассниками, положительный настрой на процесс учебы и успехи в нем, хорошее эмоционально-психологическое состояние ребенка. Помогите ребенку с легкостью преодолеть все трудности в этом нелегком для него деле.