Больше половины учеников начальных классов пишут с ошибками. Понятие «ошибка» включает: грамматические неточности, пунктуационные погрешности, пропуски букв и многое другое. На это нельзя закрывать глаза, ведь самостоятельно ребёнку не справиться. Прежде всего, необходимо выяснить, ребёнок просто невнимателен или имеет место дисграфия. Дисграфия – это заболевание, которое характеризуется нарушениями в освоении письменной речи. При данном заболевании необходима коррекция психолога и логопеда.
Как научить ребёнка писать без ошибок?
Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок – вопрос, волнующий многих родителей. Первым шагом на пути к грамотности будет списывание.
Для ребёнка списать правильно не менее сложно, чем написать под диктовку.
Поэтому списыванию в начальных классах уделяется достаточно много времени. Навыки взрослого человека автоматизированы, дети же только начинают постигать эти умения. Правильно организованное списывание должно начинаться с маленьких слов. Алгоритм списывания должен быть построен следующим образом:
- Прочитать слово.
- Проговорить слово вслух.
- Посчитать количество букв.
- Чётко проговорить слово, акцентируя внимание на особо сложных местах.
- Записать слово.
- Проверить количество букв и точность написания по учебнику.
Ребёнок, который хорошо читает, может списывать не по буквам, а по слогам. Этот способ проще, быстрее и правильнее. Но ребёнку, который не умеет читать, разбивание слов на слоги пока не доступно.
Списывание предложений – следующий этап. Чтобы списать предложение без ошибок, необходимо следовать таким правилам:
- Прочитать предложение.
- Выяснить, о чём идёт речь в предложении.
- Посчитать количество слов в предложении.
- Обратить внимание, что первое слово в предложении пишется с большой буквы.
- Читаем первое слово и записываем его. Читаем первое и второе слово в предложении – записываем второе. Читаем три первых слова и записываем третье. Ведь первые два у ребёнка уже записаны правильно.
- Перечитываем записанное предложение.
- Сверяем написанное с учебником. Читаем слово в учебнике, слово – в тетради и т.д.
Такой принцип списывания позволит ребёнку развить зрительную память. Хорошо развитая зрительная память гарантирует минимальное количество ошибок, скорость в написании и осмыслении. Хорошим способом развития зрительной памяти является чтение. Ребёнок должен читать каждый день. Это способствует увеличению так называемого «угла зрения». Изначально ребёнок запоминает и списывает маленькие слова. Позже школьник в состоянии запомнить и списать часть предложения. Со временем прочитать, запомнить и записать по памяти предложение целиком удаётся ребёнку без усилий.