Немало детей, имеющих все требуемые навыки, испытывают трудности при учёбе. Почему так происходит? Всё дело в том, что у таких ребят психологическая готовность к обучению в школе развита не полностью, поэтому школа обычно для них становится настоящим испытанием.
Психологическая готовность к школе: что это?
Что это такое – психологическая готовность ребёнка к школе? Под данным понятием подразумевается целый ряд психологических качеств, от которых зависит успешное обучение ребёнка. Согласно наблюдениям психологов, которые проводили опрос ребят-дошкольников, у них отмечается разница в восприятии факта того, как они будут учиться. То есть, психологическая готовность ребёнка к обучению в школе либо есть, либо отсутствует, либо сформирована недостаточно.
Как психологи определяют психологическую готовность ребёнка к школьному обучению? По восприятию факта того, что ребёнку предстоит отправиться в школу. Например:
- Дети, которые готовы к обучению, утверждают, что для них привлекателен сам факт учёбы, а перспектива того, что они заведут новых друзей и приобретут новый статус - школьников, не очень их привлекает.
- Дети, у которых не сформировалась психологическая готовность, обычно рисуют себе радужные перспективы. Для них, в первую очередь, привлекательно изменение статуса с дошкольника на школьника. Они часто ждут, что станут отличниками, что встретят множество новых друзей.
Плохо то, что радужные надежды детей, не готовых к школе психологически, часто не оправдываются. Поэтому желание учиться у них пропадает. Ребята, которые изначально настроены на получение новых знаний, гораздо проще относятся к каким-либо неудачам.
Психологическая готовность включает в себя несколько важных критериев, в частности:
- мотивационную и познавательную готовность;
- коммуникативную готовность;
- волевую готовность.
Если ребёнок обладает силой воли, если у него развито мышление, и он имеет мотивы для обучения, а также достижения определённых задач, считается, что он полностью готов стать школьником. Кроме того, дети должны уметь общаться со сверстниками и отстаивать собственную точку зрения.
Если ребёнку не присущи перечисленные качества, а в школу уже пора идти по возрастным меркам, родителям следует обратиться к психологу. Сегодня существуют различные коррекционные программы, которые помогают подготовить дошкольников психологически.
Таким образом, психологическая готовность – это важный аспект, который влияет на качество обучения ребёнка. То есть, помимо навыков и знаний, детям необходимо прививать все качества, которые требуются для поступления в первый класс.