Развитие речи любого ребёнка проходит четыре этапа:
- с 0 до 1 года – подготовительный;
- 1-3 года – преддошкольный;
- 3-7 лет – дошкольный;
- 7-17 лет – школьный.
Ключевым в овладении речи является дошкольный период, который, в свою очередь, делится на следующие уровни:
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- старший (5-7 лет).
Усвоение родного языка детьми происходит путём подражания речи окружающих. Но из-за занятости родителей дети большую часть времени проводят в «компании» с телевизором, компьютером или игрушками. Нечасто сегодня встретишь маму (не говоря уже о папе), которая бы ежедневно читала своему чаду сказки, а уж о планомерных занятиях для дошкольников по развитию речи и говорить не приходится.
И, как результат, – в школу приходит всё больше детей с речевыми проблемами. А ведь существуют специально разработанные программы для дошкольников, игры и упражнения для развития речи. Чтобы научить своего ребёнка говорить правильно, родители должны придерживаться следующих рекомендаций специалистов:
- разговаривать с малышом надо чёткой правильной речью, без сюсюканья и коверканья слов;
- необходимо как можно больше ему читать (сказки, стихи – лучший вариант);
- старайтесь уделять разговорам с крохой максимум времени (не отмахивайтесь от его вопросов и просите его рассказывать о волнующих проблемах);
- не препятствуйте его общению со сверстниками;
- делайте с ребёнком упражнения на развитие мелкой моторики, мышц языка и челюсти, речевого дыхания;
- все задания и упражнения для дошкольников по развитию речи должны быть преподнесены в игровой форме;
- не превращайте занятия в нудные уроки.
Никогда не ругайте малыша за неправильное произношение звуков или слов.
Вот примеры некоторых упражнений, которые будут способствовать развитию правильной речи дошкольников:
- «Разговор по картинкам». Подберите яркую сюжетную картинку и задавайте по ней вопросы, используя все подходящие по ситуации вопросительные слова (Что? Где? Когда? Почему?).
- «Интеллектуальный теннис». Называете какое-либо слово, после чего бросаете теннисный шарик ребёнку. Он должен его поймать и придумать к нему определение (например: ветер – сильный, ночь – тёмная). Затем он бросает вам шарик и называет слово.
- «Составь слово». Из двух слов надо составить одно (звезда + падает = звездопад). Из одного сделать два (молоковоз = молоко + возит).
- «Выбираем прилагательные». К показанной взрослым картинке или игрушке малыш должен подобрать максимальное количество характерных признаков (например, «волк» – серый, страшный, злой и т. п.). Более сложный вариант – к названному прилагательному подобрать максимум существительных («сладкий» – мёд, сахар, конфета).
Для формирования дикции ребёнка незаменимыми будут скороговорки. Их подборку можно найти на многих сайтах.