Что же такое дисграфия у детей? При изучении письменных работ ребёнка можно понять есть ли у него признаки нарушения письма по следующим моментам:
- отсутствие заглавных букв;
- большое количество ошибок;
- замена букв «р» на «ь», «з» на «э» и наоборот;
- неразборчивый почерк;
- чрезмерная медлительность во время письма.
Стоит отметить, что не стоит путать дисграфию и незнание малышом основ грамматики. Зачастую расстройством письма страдают дети из разноязычных семей. Причинами нарушения письма могут быть: генетическая предрасположенность, проблема с последовательностью букв в словах, затруднение зрительного восприятия информации.
Дисграфия бывает нескольких видов:
- Плохое слуховое восприятие у ребёнка. При этом слова искажаются, они включают в себя ненужные буквы или букв наоборот недостаёт. Малыш пишет без знаков препинания и не может определить, где начало, а где конец предложения.
- Лексико-грамматические нарушения письма. Пропуск слов в предложениях, отдельное написание приставок от слов и т.д.
- Оптическая дисграфия. Упражнения по письму выполняются с заменой букв совершенно непохожих одна на другую (например, «л» и «в») и, наоборот, похожих визуально (например, «ж» и «х»).
Дисграфия у младших школьников, коррекция, упражнения
Коррекция проблемы с письмом выбирается в соответствии с её видом. В любом случае необходимо посетить специалиста. В сложных формах при проявлении психических отклонений назначаются медикаментозное лечение, физиопроцедуры, водная терапия, ЛФК, массаж и др. Ко всему этому прилагаются занятия с логопедом. Они крайне важны и включают в себя:
- пополнение словарного запаса и выработку правильной грамотной речи;
- формирование восприятия произносимых звуков на слух;
- развитие памяти, ориентации в пространстве, процессов мышления, двигательной активности;
- правильное произношение звуков и слов.
Устные занятия подкрепляются письменными заданиями, что позволяет связать воедино слуховое восприятие и письменную речь.
В домашних условиях также возможна коррекция дисграфии у младших школьников. Упражнения такого плана помогут сформировать правильное письмо:
- «лабиринты». Малышу предлагается проведение линии, не отрывая руки;
- дайте ребёнку текст, в котором пропущены буквы. Пусть он вставит их. Это задание поспособствует развитию внимания и уверенности письма.
- дайте малышу текст и попросите вычеркнуть из него, например, букву «в» во всех словах. Затем подчеркнуть какую-нибудь другую букву. Это поможет запомнить буквы, с которыми ранее возникали проблемы во время написания.
Если ваш малыш проходит курс по устранению дисграфии, вам понадобятся тетрадки в клетку и ручка (желательно трёхгранная и с пупырышками для массажа пальцев). Вы можете купить ручку с цветными блестящими чернилами. Так малыш будет выполнять упражнения с большим удовольствием. Ежедневно предлагайте ему переписывать в тетрадь небольшой отрывок из любого текста. При этом объясните, что каждая буква должна находиться в отдельной клеточке.
Главное помните, что период лечения требует от вас большого терпения. Ведь для ребёнка выполнять неинтересные упражнения очень нелегко, и он как никогда нуждается в вас. Поэтому не забывайте его хвалить и всячески поддерживать.