Зачем нам школа?
Многие психологи любят задавать детям вопрос, суть которого сводится к следующему: ты хочешь учиться, потому что тебе купят новый красивый ранец и пенал с карандашами, или для того, чтобы больше знать? Нередко мотивация к школе носит внешний характер – она связана с атрибутами школьника, но не с учёбой. То же самое происходит, если ребёнок идет учиться из-за друзей, которые будут с ним в одном классе, или чтобы походить на старшего брата или сестру.
Ваша задача создать у будущего первоклассника положительный образ самой школы, обучения, учителя и самого ребенка как ученика. Если малыш уже грезит о какой-либо профессии, объясните ему, что все люди учатся для того, чтобы стать теми, кем они хотят.
Ценные навыки дошкольника
Даже с хорошими навыками чтения и счёта ученику придётся трудно, если он недисциплинирован. Надо развивать в ребёнке умение слушать и слышать других, причём не только учителя, но и остальных детей, в паре с которыми часто требуется выполнять задание. А сможет ли малыш отложить свои игры дома или на улице, если ему надо готовить уроки?
Чтобы развить в ребёнке дисциплинированность, играйте с ним в игры с правилами – «ходилки» с кубиком и фишками, шашки, шахматы, различные настольные игры. Это научит его правильно реагировать на ограничения и спокойно относиться к успехам других.
Ещё один ценный навык дошкольника – бытовая самоорганизация. Если ваш малыш постоянно разбрасывает вещи и игрушки, убирать которые он забывает - в школе ему придется трудно. Формируйте полезную привычку класть всё на место, только действуйте без агрессии. Это пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Детская психология: учимся общаться
В своем классе ребёнок станет частью большого коллектива. И то, какое место он в нем займёт, зависит от того, насколько он умеет взаимодействовать с другими детьми. Если ваш малыш – единственный ребёнок в семье, домашний любимец, да ещё и не посещавший детский сад, а на прогулке во всех конфликтных ситуациях с его сверстниками вы приходите на подмогу, срочно меняйте эту картину! Водите ребёнка на интересные ему занятия, отпускайте поиграть с другими детьми самостоятельно, не вмешиваясь без необходимости, ходите в гости к друзьям с детьми и приглашайте их к себе, одним словом, учите его общаться. Общению в детской психологии отводится очень значимая роль!
Проследите, как ведет себя ребёнок в толпе (в магазине, в аэропорту), как он общается с другими взрослыми. Если у малыша есть страх перед большим скоплением народа и незнакомцами, начинайте поручать ему ответственные задания, например, купить хлеба самому. Хвалите ребёнка каждый раз и говорите, как цена его помощь.
Самооценка ребёнка
Как неуверенным в себе мальчикам и девочкам, так и детям, считающими себя центром Вселенной, в школе придётся трудно. Первые, даже зная всё на «отлично», будут стесняться отвечать, и их затмят более посредственные, но раскованные одноклассники. А тем, кто привык к обожанию со стороны родных, нелегко будет осознать, что не все относятся к ним так же, а успехов нужно ещё добиться.
Чтобы этого не произошло, хвалите ребёнка заслуженно. Не надо восхищаться каждым его действием, как если бы ему был один год. Он старается, у него получается – хвалите искренне. Если трудно - помогите, но не делайте всё за него.
Если малыш патологически застенчив и не уверен в себе, дайте ему раскрыться, найти занятие по душе, в котором он обязательно достигнет успехов. Это поможет ему обрести уверенность и не затеряться среди бойких товарищей в классе.
Замечательным подспорьем могут стать фокусы, только разучить их ребёнку нужно как следует. И тогда аплодисменты зрителей не заставят себя ждать, а вместе с ними вырастет и самооценка ребёнка!
Психологические аспекты подготовки детей к школе
Перед тем как ребенок пойдет в школу, родителям необходимо быть уверенными в том, что он готов к новому шагу в своей жизни. И важным фактором здесь являются психологические аспекты подготовки детей к школе. Как выглядит готовый к школе первоклассник:
- у него есть желание учиться;
- может довести начатое дело до конца;
- способен преодолевать трудности при достижении поставленной цели;
- умеет концентрировать свое внимание на чем-либо и удерживать его;
- понимает с какой целью он будет учиться в школе;
- не сторонится общества;
- комфортно чувствует себя в коллективе;
- умеет знакомиться со сверстниками;
- имеет навыки аналитического мышления – способен что-либо сравнивать.
Психологическая подготовка к школе: упражнения
Чтобы ребёнок чувствовал себя в школе уверенно, его нужно готовить к поступлению в первый класс. Очень важным аспектом этого процесса является психологическая подготовка к школе.
Существуют различные методики, применение которых позволит будущим первоклассникам заранее увидеть себя в школе.
Хорошо зарекомендовала себя психологическая подготовка к школе, упражнения которой под силу выполнять родителям с детьми, без участия специалистов. Она в себя включает:
- игру в «школу», когда родители и ребёнок устраивают ролевой спектакль, в котором будущий первоклассник чаще всего бывает школьником;
- умение преодолевать трудности – не бросать начатое задание на полпути, если с ним не удается справиться из-за сложности;
- совместное чтение и обсуждение прочитанного;
- мотивацию ребёнка узнавать новое и прежде ему неизвестное;
- предоставление ребёнку большей свободы – будущий школьник должен уметь самостоятельно одеваться, зашнуровывать обувь и застегивать пуговицы.