Под понятием «личность» подразумевается каждый конкретный человек, которому присущи определённые психологические характеристики и черты характера, позволяющие ему управлять своим поведением. Они проявляются в отношениях с другими людьми и в общественных связях.
Каждая личность – это система следующих форм активности:
- общение,
- поведение,
- деятельность,
- переживание,
- самоуправление.
В отличие от индивида, которым рождаются, личностью становятся. И начинается это становление в дошкольном детстве, когда условия жизни меняются, рамки семьи значительно расширяются. Малыш постепенно начинает открывать для себя доселе неведомый ему мир отношений между людьми, их различные виды деятельности. Он стремится каким-то образом участвовать во взрослой жизни, включиться в неё, стать частью целого.
С другой стороны, ему хочется быть максимально самостоятельным. Возникает некое противоречие, разрешить которое ему помогает ролевая игра. Именно в таком виде деятельности проявляется самостоятельность в модели взрослой жизни. Дошкольник, если развитием его личности занимаются находящиеся рядом взрослые, начинает понимать, что каждый вид деятельности даёт ему определённые права, но при этом налагает на него круг обязанностей.
Он приучается соблюдать определённые правила, быть дисциплинированным, согласовывать свои действия с другими участниками игры. Это даёт ему понимание своего места в окружающем его мире, а также развивает волю и чувства. А если это игра-соревнование – формируется ещё и мотивация достижения успеха. Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте включает и такие аспекты, как:
- формирование познавательного интереса,
- развитие способностей,
- накопление знаний,
- активизация творческого мышления.
Всему этому способствуют обучающие и развивающие игры. В этой связи следует отметить, что их использование должно быть подчинено ряду принципов, в том числе:
- каждая из предлагаемых игр должна быть направлена на достижение определённой цели;
- задания должны быть понятными и посильными, и в то же время в них необходимо обязательное присутствие элементов трудности, не преодолев которые невозможно достичь поставленной цели;
- игровой материал должен быть интересным и красочным;
- в игре ненавязчивую направляющую роль должен играть взрослый (объяснить правила, следить за их исполнением, предупреждать возникновение конфликтных ситуаций, поощрять за достигнутый успех).
Хотя чем старше становится дошкольник, тем большее воздействие на его самооценку и самосознание оказывает его общение со сверстниками, главным фактором, влияющим на его личностное развитие, остаётся отношение к нему в семье, положительная оценка, поддержка и похвала самых близких людей.