Наличие творческого потенциала высоко ценится у работников любой профессии, любой сферы деятельности. Но он не возникнет на пустом месте, его надо раскрывать. И начинать делать это следует ещё тогда, когда малыш находится в нежном возрасте. Типичной ошибкой родителей является то, что они отождествляют творческие (воображение) и умственные (мышление, память) способности своего чада.
На что же следует обратить внимание родителей, желающих способствовать развитию творческих способностей, заложенных в их детях-дошкольниках? Это, прежде всего:
- стремление их чада к открытиям и познанию;
- проявление активности и инициативности;
- острота ума, буйство фантазии, воображения;
- умение находить необычное в обычном;
- наличие интуиции,
- умение изобретать;
- способность применять на практике полученные знания и опыт.
Каждый возраст малыша имеет свои особенности. Ошибаются те родители, которые считают, что развивать творческие способности надо начинать только на пороге школы. Не следует выдвигать в качестве оправдания своей инертности и отсутствие специальных педагогических знаний. Ниже будут приведены средства и методы развития творческих способностей, применение которых доступно любому родителю дошкольников:
- окружающий мир,
- развивающие игры,
- рисование,
- лепка,
- чтение,
- музыка.
Какие же методы можно применять, используя каждое из вышеприведённых средств? Обо всём по порядку.
- Окружающий мир.
Находясь в помещении, транспорте, на улице, обсуждайте с малышом происходящее вокруг, объясняйте ему элементарные процессы.
Уделяйте время разговорам о растительном и животном мире.
Отвечайте на все поставленные ребёнком вопросы.
- Развивающие игры.
Старайтесь приобретать малышу не развлекательные, а полезные игрушки и развивающие настольные игры, соответствующие его возрасту.
Лучшим вариантом будут пазлы, конструкторы, мозаика.
Если у ребёнка возникают затруднения с их использованием – ненавязчиво помогите разобраться, подскажите выход из затруднительного положения.
- Рисование.
Не скупитесь на приобретение ярких качественных фломастеров, красок, карандашей.
Не отчитывайте и, тем более, не наказывайте карапуза за испачканные вещи, изрисованные обои. Ведь «процесс творчества» требует жертв.
Помогите разобраться в цветах, геометрических фигурах, в последовательности создания рисунка.
- Лепка из пластилина.
Процесс рождения фигуры из простого бесформенного куска исходного материала позволяет проявить фантазию, развивать творческие способности. Кроме того, работа с пластилином – прекрасное средство развития мелкой моторики.
- Чтение.
Этот метод развития можно применять чуть ли не с первых месяцев после появления малыша на свет:
- Старайтесь уделять время чтению не только перед сном.
- Используйте разнообразные литературные жанры (короткие рассказы и сказки, стихи и скороговорки).
- Обсуждайте прочитанное, отвечайте на возникшие у ребёнка вопросы, сами задавайте их.
- Книги должны иметь красочные иллюстрации, соответствовать возрасту.
- Музыка.
Первое знакомство малыша с этим видом искусства – колыбельные. Не ленитесь укладывать младенца под мамину песню.
Позаботьтесь о том, чтобы малыш с удовольствием слушал не только детские песенки, но и серьёзные классические произведения.
Развитие творческих способностей – это не эпизодический, а непрерывный процесс. Не скупитесь на похвалу, не ограничивайте креативную активность малыша.