Воображение является одним из важнейших путей познания окружающего мира. Его первые проявления наблюдаются у детей третьего года жизни. Фаза его активного развития продолжается до 15 лет. У детей, достигших старшего дошкольного возраста, исключительная роль в развитии воображения отводится игре. В ней они уже не просто ставят цель, а ищут различные способы её достижения.
Игры на развитие воображения
Каждый родитель мечтает, чтобы их малыш вырос эмоционально и интеллектуально развитым человеком. Но ему надо помогать усваивать новые знания и опыт. Лучше всего это делать через развивающие игры. Для того чтобы у дошкольников игры, направленные на развитие воображения, имели желаемый успех, следует создавать для их проведения определённые условия, в том числе:
- начинать надо с простых задач, постепенно их усложняя;
- предоставлять ребёнку максимальную возможность выполнять задание самостоятельно (направлять, а не подсказывать);
- давать малышу возможность самому решать, что, как и сколько делать;
- не осуждать его ошибки и промахи, а стимулировать деятельность ребёнка, терпеливо относясь к его неудачам.
Для детей 5-7 лет очень полезны словесные игры, которые способствуют развитию мышления и речи, воображения и фантазии малыша. Тем более что для этого не нужны никакие реквизиты или специальное место. В них можно играть в транспорте, по дороге в садик или из него, в очереди в магазине или поликлинике. Вот пример некоторых их них:
- «Противоположности». Называете какое-нибудь слово, ребёнок должен назвать противоположное по значению (добрый-злой, верх-низ и т. п.).
- «Что бывает?». Называете прилагательное (например, холодный), а малыш должен соединить его с существительным (холодный лёд, холодная погода, холодное мороженое).
- «Каким бывает?». Эта игра – противоположность предыдущей. Называем существительное (например, комната). Ребёнок должен сказать, какой она бывает (детской, большой, светлой и т. п.).
К играм, способствующим развитию воображения, можно отнести и ролевые игры. Предложите своему ребёнку игру «На приёме у врача». Сначала он – доктор, а вы – пациент. Потом поменяйтесь ролями. Можно поиграть в игру «Собираемся в путешествие». Малыш перечисляет, что он с собой возьмёт и для чего ему понадобится тот или иной предмет.
Для того чтобы учить малыша самостоятельно искать быстрейший способ достижения желаемого при ограничении возможности передвигаться предложите поиграть в игру «Тюлени». В ней должны принимать участие несколько человек. Свяжите им платком или шарфом ноги под коленями, превратив их таким способом в неповоротливых тюленей. Задача детей – поймать подброшенный вами воздушный шарик и забросить его в заранее приготовленную корзину.
Любая игра будет интересной и полезной только в том случае, если играть хочет и ребёнок, и взрослый.