Существуют некоторые критерии, по которым определяется, готов ли ребёнок к началу обучения в условиях школы. Они включают следующие блоки:
- личность,
- развитие,
- обучение,
- науки.
Одной из составляющих блока «Обучение» является математика. Пришедший в первый класс ребёнок должен обладать следующими знаниями в этой области:
- уметь считать до десяти (прямой и обратный порядок);
- иметь представление об основных геометрических фигурах;
- уметь выполнять простейшие математические действия (сложение, вычитание в пределах десятка, деление круга и квадрата на две-четыре равные части).
Поскольку для дошкольников важнейшим видом деятельности всё ещё остаётся игра, задания даже по такому серьёзному предмету, как математика, даются в занимательной игровой форме. Детям очень нравятся головоломки, игры на развитие логического мышления, задачи и упражнения на смекалку.
В процессе математических игр ребята учатся планировать, обдумывать действия, стремятся подойти творчески к достижению конечного результата. Вот примеры некоторых задачек и математических игр.
Игра «Фотография».
Ребёнку предлагается в течение 10-15 секунд смотреть на разложенные в определённом порядке геометрические фигуры, а затем отвернуться. Быстро меняете их расположение и просите малыша разложить фигуры в первоначальном порядке. Эта игра способствует развитию памяти, помогает запоминать название геометрических фигур.
Игра «Рожки, хвост, лапки».
Вниманию дошкольника предлагаются рисунки с изображением лягушки и божьей коровки. Предлагаете ему сосчитать ножки у каждой из них, а затем ответить, сколько ножек у них вместе. Другой вариант – кладёте на стол три рисунка с изображением лисичек. Просите ребёнка сосчитать, сколько всего лап, ушей и хвостиков у трёх животных.
Задачи на логику мышления и внимательность.
- В люстре есть пять лампочек, две из них перегорели. Сколько лампочек горит в люстре?
- У клёна есть три толстые ветки, от каждой из которых отросло по две тонкие. На каждой тонкой ветке растёт по одной груше. Сколько всего груш растёт на клёне?
- Сколько концов имеют четыре палки? А четыре с половиной?
- У Маши было две ленты, одну из которых разрезали на две равные части. Сколько всего лент стало у Маши.
Задачки на логику и воображение.
- Разложите на столе рисунки с изображением нескольких разных фигур, каждая из которых разрезана пополам. Предложите малышу соединить половинки и назвать получившуюся геометрическую фигуру.
- Положите перед ребёнком листочек с пронумерованными ёлочками (1-9). Попросите ребёнка соединить их по порядку следования цифр.
- Предложите ребёнку назвать цифру, которая бы была больше четырёх и меньше семи.
- Положите перед малышом картинки с изображением флажка (рыбки, машинки, звёздочки и т.п.). Предложите сложить предметы из спичек.
Математические навыки можно формировать в процессе приготовления с малышом какого-то блюда. Сопровождайте этот процесс, например, такими словами: по рецепту нам нужны три яйца (просите ребёнка их отсчитать и принести), 1,5 стакана муки (пусть он сам их отмеряет) и так далее. Если приготовленное блюдо можно делить на части, предложите ему разделить его на всех членов семьи.