• Блоги
  • Сообщества
  • Пульс цен
  • Консультации
  • Статьи
  • Конкурсы
  • Cервисы
  • Тесты
Вход
  • Планирование
  • Беременность
  • Роды
  • Дети
  • Родители
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30
  • 31
  • 32
  • 33
  • 34
  • 35
  • 36
  • 37
  • 38
  • 39
  • 40
  • 0-1 месяц
  • 2-5 месяцев
  • 6-9 месяцев
  • 10-12 месяцев
  • 1-3 года
  • 3-5 лет
  • 5-7 лет
  • 7 лет
Вход Регистрация
я не помню пароль :-(
Или войдите с помощью:
Или войдите с помощью:
Письмо с инструкциями по восстановлению пароля будет выслано вам на e-mail
Ваш адрес принят в обработку на восстановление, через несколько секунд проверьте вашу почту:

username@yandex.ru

попробую зайти ещё раз
Или войдите с помощью:
  • Статьи
  • Дети 3-7
  • Развитие
  • Гаджеты и развитие мозга ребенка
  • Планирование
  • Беременность
  • Роды
  • Малыш 0-1
  • Ребенок 1-3
  • Дети 3-7
  • Дети 7-12
  • Родители
  • все
  • Здоровье
  • Питание
  • Воспитание
  • Подготовка к школе
  • Спорт
  • Образ жизни
  • Развитие
Гаджеты и развитие мозга ребенка
Развитие

Гаджеты и развитие мозга ребенка

13-09-2021 2 020
Поделиться Поделиться Поделиться
18–19 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге состоится общеобразовательный форум  «Пластичность мозга ребенка 2021», основная цель которого  – сконцентрировать усилия, знания и опыт ученых, врачей, педагогов и родителей для улучшения качества жизни детей с особенностями развития нервной системы. О влиянии гаджетов на развитие мозга ребенка рассказала Виктория Ефимова - организатор форума, психофизиолог и руководитель клиники «Прогноз».

Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов, ноутбуков. Стоит ли рассуждать о том полезны или вредны гаджеты для детей, если они стали неотъемлемой частью нашей жизни?

Опасность представляют не сами гаджеты, а то, что именно с ними делает ребенок и насколько долго.  Часто у родителей просто нет информации о том, что злоупотребление мультиками или компьютерными играми может мешать развитию мозга. 

Отличную аналогию предлагает Манфред Шпитцер в своей книге «Антимозг». Он пишет о том, что когда были открыты свойства рентгеновских лучей, никто не знал о том, что они могут приносить вред. Как вы думаете, где их стали активно использовать? В магазинах детской обуви, чтобы точно представлять себе, как выглядит ножка ребенка. 

Вернемся к гаджетам. Что вообще означает это слово? Гаджет – это небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. В жизни современного ребенка гаджет появляется в младенческом возрасте, потому что это удобно: занимать мультиками, успокаивать мультиками, кормить под мультики, сажать на горшок с мультиками. В чем же тут  опасность?

Уменьшение двигательной активности.

Вот самая главная опасность гаджетов. Детство – это время, когда формируются связи между мозгом и телом. Это происходит благодаря тому, что во время свободных движений ребенка (бега, ходьбы, прыжков, подвижных игр) активируется вестибулярная система. Она регулирует мышечный тонус и автоматические движения глаз, хотя мы об этом не задумываемся. Если ребенка постоянно занимают и успокаивают гаджетами, у него угнетается потребность двигаться. Результат может повлиять не только на развитие координации движений, но и на речь, а также на способность к обучению в школе.

20-40% младших школьников сейчас испытывают с этим проблемы -  не могут нормально научиться читать, писать и считать. Мы обследуем таких детей в нашей клинике и более чем у 85% из них инструментальные исследования выявляют нарушения в работе вестибулярной системы.

Возможно, эти нарушения могли бы компенсироваться сами, если бы не коляски, манежи, автомобильные кресла и другие приспособления, которые также делают жизнь родителей комфортнее, но при этом способствуют снижению двигательной активности ребенка. Но больше всего нарушают двигательную активность гаджеты. 

Память

Теперь не нужно запоминать информацию, ведь всегда можно погуглить, интернет всегда с собой.  Номера телефонов тоже не нужно заучивать. Это удобно, но что если телефона с записной книжкой не будет под рукой? Что если не навигатор не захочет работать? 

Память современных детей тоже не радует. Это опять же связано с недостатком физической активности. В мозге есть структура, похожая на морского конька. Она называется гиппокамп. Гиппокамп отвечает за превращение кратковременных воспоминаний в долговременные. И его работа очень зависит от вестибулярной системы.  Опять возвращаемся к тому, что из-за злоупотребления гаджетами многие дети стали мало двигаться, что нарушает работу памяти. 

Зрительное восприятие

Мы видим не глазами, а мозгом. Причем в мозге есть две системы, отвечающие за зрительное восприятие. П - система распознает узор, фактуру, детали мелких неподвижных объектов. М – система регистрирует все, что движется. Хотя изображение на экране смартфона движется, это стимулирует только П – систему, потому что экран двухмерный в отличие от реального мира. В современных мультиках очень быстро сменяются кадры. Дети привыкают к такой пульсирующей зрительной стимуляции, поэтому многим неинтересно смотреть медленные советские мультфильмы. А что делать воспитателю или учителю? Взрослым  сложно конкурировать с яркими движущимися картинками на экране. Ребенок просто не способен удерживать внимание на таком скучном объекте. 

Некоторые родители считают, что хорошие мультфильмы способствуют развитию речи. Не всегда. Ведь артикуляция мультипликационных героев не соответствует тому, что слышит ребенок. 

Слуховое восприятие.

 Гаджеты могут негативно влиять и на развитие слухового восприятия. В реальном мире звук может доноситься с разных сторон и ребенок на него реагирует, поворачивая голову или все тело. Если источник звука – телефон, то в этом нет необходимости. Не формируются механизмы селективного слушания – автоматического выбора мозгом главного слухового сигнала.

Взаимодействие со взрослыми

Ребенок учится многому, взаимодействуя со взрослыми, наблюдая за действиями взрослых, участвуя в совместной  деятельности.   А у взрослых есть искушение дать ребенку телефон и спокойно заняться своими делами.

Никто не говорит, что это недопустимо. Но ответьте честно себе на вопрос: сколько часов в день ребенок проводит один на один с гаджетами? Именно здесь кроется опасность. Некоторые дети проводят с телефоном 8 – 10  часов в день – это реальность.

Без взаимодействия с  родителями ребенок не сможет получить важные знания о мире. Проблема в том, что постепенно он начнет всегда выбирать телефон, а не вас, потому что потребность в использовании гаджетов сравнима с наркотической зависимостью.  Так в  жизнь вашей семьи входят истерики ребенка, он кричит, замахивается на вас кулачком, но все стихает, как только в его руках оказывается смартфон. 

Нарушение сна.

Это уже о детях постарше, которые пользуются социальными сетями. Телефон, которые лежит рядом с кроватью, часто становится причиной серьезных нарушений сна. Это происходит, как из-за экрана, который светится и нарушает выработку мозгом мелатонина – гормона сна, так и из-за того, что ребенок постоянно заглядывает в телефон, чтобы проверить ленту и лайки.  Даже выключенный телефон, который лежит на расстоянии вытянутой руки от ребенка, может стать причиной бессонницы. А бессонница нарушает функционирование мозга, ведь во время сна мозг не отдыхает, а интегрирует информацию, полученную днем.

Какие последствия злоупотребления гаджетами проявляются у детей?

Снижение двигательной активности. Страдает координация движений, осанка, контроль движений глаз, память.Биологически неадекватная слуховая стимуляция. Страдает способность воспринимать информацию на слух.Угнетение развития зрительной М-системы. Страдает способность у обучению чтению.Нарушения коммуникации и речи.Нарушение сна.Нарушение внимания и саморегуляции.

Как избежать негативных последствий использования гаджетов?

В современном мире взрослый, который контролирует экранное время, контролирует и развитие мозга ребенка. Это ответственное поведение взрослого человека: взвесить все риски и взять на себя ответственность. Важно понимать, что если вы не даете ребенку телефон, следует предложить что-то взамен. Это что-то – взаимодействие и игры с вами, так что придется пожертвовать частью своего личного времени. Но, вероятно, вы предполагали, что так будет, когда собирались стать родителями. 

Не нужно лишать ребенка гаджетов, но важно научить из использовать разумно. Соблюдение простых правил поможет вам избежать опасных для развития нервной систем ребенка последствий.

  • До 3-х лет ребенок не должен пользоваться компьютером / планшетом / телефоном. После  - жесткие ограничения по времени использования цифровых технологий (15-30 минут)
  • Не занимайте ребенка телефоном / компьютером
  • До 7 лет ребенку не нужен собственный телефон / планшет 
  • Контролируйте контент; пока ребенок школьного возраста не сделал уроки, он не должен пользоваться телефоном или компьютером для игр и общения
  • В комнате ребенка ночью не должно быть компьютера / телефона
  • Не забывайте о необходимости живого общения с ребенком
  • 3-4 часа двигательной активности в день необходимы для нормального функционирования мозга ребенка 
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
 
Рассказать друзьям
поделиться поделиться поделиться
Обсудите с нами
0
коментариев
Лучшие материалы в еженедельной рассылке
Данный электронный адрес уже используется
На ваш email отправлено письмо с подтверждением подписки
С этой статьёй также смотрят:
Игры с детьми на свежем воздухе: 10 оригинальных идей
Неловкая тема: детская мастурбация
Июньские новинки "ЭксмоДетства"
Узнайте себя
8265
4
Тест: 4 вопроса
Счастливы ли Вы?
5176
4
Тест: 5 вопросов
Хорошее ли у Вас зрение
Больше тестов
Комментарии 0
комментировать
Показать -10 предыдущих Показать все -10
    Прикрепить изображение
    Или перетащите изображение в окно

    Другие статьи этого раздела

    Развивающие игры по методике Монтессори
    Имя итальянского педагога Марии Монтессори широко известно во всём мире. По её словам «интеллект лежит на кончиках пальцах». Поэтому основные принципы методики по Монтессори – развитие личности, свободы мышления и творчества ребёнка через игры, задействующие мелкую моторику.
    0
    «Хотел столкнуть коляску с младшим в овраг». Как ревнуют дети
    Ожидая второго, родители уже готовы к бессонным ночам, зубам и коликами. Но как отнесется старший ребенок к появлению младшего, предсказать невозможно. Обычно об этом молчат. И всю правду о том, что творят дети, воюя за мамину любовь, мы узнали только из анонимных откровений на популярном паблике #Щастьематеринства.
    0
    Тяжёлый разговор: как говорить с ребёнком о смерти
    Хотелось бы, конечно, никогда не затрагивать эту тему. Но уход родственника, знакомого, домашнего питомца или героя фильма обязательно натолкнёт малыша на вопросы о жизни и смерти. Как тактично обсудить такой непростой вопрос без последствий для психики ребёнка?
    2
    Обсуждают сейчас
    Мария
    Мария 02-08-2024
    1. Ребёнок не научится занимать себя самостоятльно, если кружки будут каждый день. Если будет 1-2 кружка, то всё нормально, он успеет и поучиться, и отдохнуть. 2. Аналогично. Если всё время забивать кружками и всему учить, не будет интереса задавать вопросы. А если будет немного времени на себя, то успеет. 3. Статья в рубрике "7-12 лет", причём тут возраст 2-3? Да и конкуренция появится не сразу в новом коллективе, главное не совмещать начало обучения в допе с первым классом. 4. Опять ребёнка оставили без времени. У него же и драмкружок, и кружок по фото, а ещё и петь охота... Один-два кружка. 5. Опять - речь о дошкольнике или школьнике? Во-первых, во многих школах есть требование, чтобы ребёнок уже пришёл всё умеющим. Во-вторых, есть навыки, на которые у дошкольника просто мозг не созрел, как ни бейся, не получится. И звездой класса он не будет, потому что идёт адаптация, он еле-еле соображает, где находится, что уж про гласные-нечётные. В общем, статья базируется исключительно на личном мнении автора, преподанном как абсолют, без всякого подкрепления.
    5 причин не водить ребёнка на кружки
    Оленька
    Оленька 05-04-2023
    У меня весной появляется дерматит на лице, видимо реакция на цветения. Стараюсь и за питанием следить, больше витаминов принимать, больше фруктов и овощей. За кожей лица ухаживаю с помощью косметического масла Фитолеум из цветов шиповника, оно делает кожу здоровее и покраснения, раздражения уходят. Согласна, что весна - период перемен, но вот к спорту меня совсем не тянет в этот период)
    Курс на весну и обновление: почему каждому стоит попробовать йогу
    OksanaM
    OksanaM 18-10-2022
    Не представляю, какого это быть мамой четверых, ведь они все в разные стороны, каждый со своим характером, у каждого свои индивидуальные запросы и потребности, а ведь и ещё болячки всякие - у каждого свои и в разное время, или наоборот, когда подхватывают что-то коллективно - вот как разорваться?
    Как все успевать: лайфхаки мамы четверых детей
    Мария Смирнова
    Мария Смирнова 10-07-2022
    Нам тоже на пригодился. Думала, будет сидеть играть и ничего. Тоже самое думала с мобилем. Бесполезно просто висел. А засыпала дочка сама после купания в большой ванне. Я купала с кругом на шее от ROXY-KIDS, у нас модель Robby. Свободно плавала внутри, ничто не натирало. Вот это реально полезная вещь!
    Пригодился ли вам манеж?
    Следите за ходом беременности в личном календаре
    I триместр
    1 месяц 2 месяц 3 месяц
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
    II триместр
    4 месяц 5 месяц 6 месяц
    14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
    III триместр
    7 месяц 8 месяц 9 месяц
    29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
    Каждую неделю мы подбираем для вас
    самые полезные материалы
    Блоги Сообщества Пульс цен Консультации Статьи Новости Конкурсы Сервисы
    Оставайтесь с нами!
    Реклама Контакты Пользовательское соглашение Правообладателям
    Включить уведомления
    © Детстрана, 2014 - 2025. Все права защищены
    Каждую неделю мы подбираем для вас самые полезные материалы.
    Хочу быть в курсе всего интересного
    Проверьте правильность e-mail
    Уже подписано 108 926 мам