Обязанности ребенка в семье по дому
Нужны ли обязанности ребенка в семье или нужно ограждать детей от выполнения домашней работы в виду больших нагрузок на них дошкольной подготовки или школы? Психологи убеждены, что у всех членов семьи должны быть не только их права, но и посильные и строго определенные обязанности по дому, а также помощь старшим. Только в этих условиях можно сформировать у ребенка личность без потребительского отношения к жизни. Праздный образ жизни, без обязанностей, приводит к сложностям в плане социализации ребенка. Если дети не приучаются к уходу за собой, вещами и посильной помощи по дому, будут расти беспомощными и инфантильными, ленивыми и совсем не приспособленными к самостоятельной жизни. Но и вешать на 5-летнего ребенка слишком много требований, практически лишая взрослыми делами детства – неверно. Должно быть здравое и взвешенное отношение к обязанностям ребенка в условиях дома. Прививать обязанности ребенку нужно с самого раннего возраста. Несложные обязанности ребенка по дому должны иметь уже дошкольники, но не нужно ставить ребенка перед фактом, что он будет делать это с определенного дня. Передавать полномочия по выполнению тех или иных задач длительный процесс, изначально привлекая малыша к работе по дому, прося помощи. Когда ребенок полностью овладеет данным навыком, можно начинать ему давать разовые поручения – собрать игрушки, протереть посуду. Если он справляется с этими разовыми поручениями, можно постепенно вводить эти навыки в обязанности.
Примерно с 5 лет могут уже формироваться первые, самые простые обязанности по дому, постепенно их круг будет расширяться. Именно с этого возраста малыш может проявлять волевые усилия.
Какие домашние обязанности ребенка можно формировать первыми? Исходить из особенностей его темперамента, возраста и того, сколько детей семье, тогда можно поочередно выполнять задания или распределять обязанности между семи детьми поровну. При этом глобальные работы по типу ремонта или генеральных уборок стоит организовать за счет совместных усилий.
В ежедневные обязанности ребенка школьного возраста можно включить такие виды деятельности:
- наведение порядка в комнатах;
- застилание постели;
- мыть е посуды;
- уход за животными и цветами;
- покупка простых продуктов со списком.
Однако, стоит помнить о том, что для ребенка в выполнении обязанностей должна быть мотивация, без нее будет трудно ждать ответственности в отношении порученных ребенку дел.
Методы стимулирования во многом будут зависеть от личности самого ребенка и особенностей уклада семьи. Могут быть актуальными как похвалы и признание заслуг ребенка, так и аппелирование к взрослости, ориентирование на окружающих или поощрение чем-либо. Вопрос о том, будет ли это материальное поощрение – сложный, он решается относительно каждой семьи индивидуально, в нем важно не навредить.