1. Овощи, фрукты и ягоды в одном цвете
Предложите ребёнку вспомнить как можно больше плодов одного цвета. Позвольте малышу называть все самые простые и распространённые варианты, а сами предлагайте более редкие, может быть, даже неизвестные карапузу.
Попутно рассказывайте, что это за фрукт или овощ, где он растет, как его едят и готовят, какой он на вкус. Покажите картинку в книге или интернете. Так у ребёнка лучше отложится в памяти новая информация. Например, не все дети сходу могут отличить помело от грейпфрута или свити. А айву часто путают с грушей. А ещё лучше, если вы сможете показать этот плод, дать потрогать и попробовать. Тогда малыш точно запомнит и цвет, и вкус, и название.
2. Не понимаю
Эта игра подходит для детишек 3-4 лет, которые уже достаточно хорошо изъясняются. Часто малыши придумывают какие-то «свои» названия предметам и вещам. И, как правило, родители соглашаются со своими отпрысками и понимают их «детский язык» с полуслова.
Но если в 3 года ребёнок по-прежнему называет воробья, голубя или любую другую птицу - «гулей», а грудного малыша, как и куклу, – «лялей», нужно принимать меры. Если кроха просит вас взять на прогулку хлеб для гули, уточните, кого именно он собирается кормить? Вероятно, малыш будет вновь и вновь повторять вам свой первоначальный вариант, который кажется ему самым правильным. Это может вызвать недовольство и даже слезы. Ведь вчера мама понимала его, а сегодня - уже нет. Но именно такой способ научит ребёнка доходчиво объясняться.
3. Игра в синонимы
Синонимы украшают речь и говорят о богатом словарном запасе человека. Уже в 4-5 лет ребенок может называть по 1-2 синонима к простым словам из обихода. Спросите его: «Какого цвета спелый помидор?». Скорее всего, в ответ вы услышите: «Конечно, он красный». Это очевидно. А вот то, что его можно назвать алым, огненным, кровавым, пурпурным, бордовым, гранатовым, пунцовым и ещё десятком вариантов, указывающих на этот оттенок, знают далеко не все детки даже в более старшем возрасте.
Если к слову «мяч», пятилетний карапуз подберёт лишь один вариант – «шар», это уже будет хорошо. Если малыш затрудняется с ответом, задавайте наводящие вопросы, заставляющие думать. С каждом разом вводите в лексикон новые слова и подбирайте синонимы вместе.
4. Запретное слово
В подобную игру в детстве играли все. Помните — «Да и нет не говорите, чёрное и белое не произносите»? Предлагаем вам не ограничиваться лишь этими словами. У вас могут быть совершенно любые варианты и словосочетания. Правила очень простые: игроки задают друг другу разные вопросы, стараются спросить то, на что другой игрок будет вынужден ответить словом-заменителем. Проигрывает тот, кто первым назовёт запрещённое слово.
В случае с утверждением «да» могут быть такие варианты: конечно, разумеется, именно так, естественно, ещё бы и другие. Или, например, договоритесь, что вы не употребляете в речи слово «хочу» и все однокоренные. В разных контекстах его можно заменить на: требую, желаю, мечтаю, грежу, мне надо и прочие. Конечно, уловки и провокации взрослому даются куда проще, чем детям. Поэтому не перестарайтесь. Если проигрывать будет только малыш – ему скоро разонравится игра. Такая интеллектуальная забава будет тренировать память, внимание, и, конечно, обогащать словарный запас.
5. Кто больше скажет
Игра подходит и для детишек разных возрастов. Предложите малышу назвать как можно больше слов, характеризующих тот или иной предмет, животное или растение. Описать нужно внешность, черты характера, повадки, предназначение и прочие свойства. Для наглядности лучше показать изображение. Например, описывая слона, кроха должен рассказать, что слон большой, серый, у него два уха, хобот, бивни и хвост. Он живёт в Африке или Индии, он добрый и сильный — и другие детали. Описывая лимон, ребёнок скажет, что он овальной или круглой формы, жёлтый, с толстой кожурой (цедрой), кислый, с маленькими косточками, полезный, в нём много витамина С, из него можно сделать лимонад.
6. Сходства и различия
Дайте малышу две картинки, например, с изображением лошади и коровы. Сначала попросите его найти все сходства этих животных: они домашние, у них 4 копыта, 1 хвост, 2 глаза, 2 уха. Они едят травку, живут в деревне, помогают человеку, кормят детёнышей молоком. Когда карапуз перечислит все ему известные сходства – переходите к различиям. У коровы есть рога, вымя, она мычит, у лошади длинная грива, она умеет быстро бегать и прыгать через препятствия, детёныша коровы называют телёнком, а лошади – жеребёнком. Корова – парнокопытное, лошадь – непарнокопытное.
7. Все предметы одной формы
Попросите ребёнка вспомнить все находящиеся дома предметы круглой формы или с круглыми элементами. Предложите начать с кухни: тарелки, крышки, сковородки, подставки под горячее, и прочее. Если возникают трудности – намекайте и подсказывайте малышу. Объясняйте и показывайте пока ещё сложные и не всегда понятные для малыша моменты: что донышко у банки или цветочного горшка тоже круглое, а если посмотреть на крышку фломастера сверху – тоже увидим круг. Таким образом можно искать предметы любой формы и очертаний.
8. Путаница
Возьмите любимую игрушку вашего чада, например, плюшевого мишку. Скажите малышу, что мишка пришел к нему гости и хочет рассказать о своих друзьях — и он даже принёс целое письмо. На листе бумаги вы пишете некие утверждения с неточностями. Задача ребёнка – найти их и исправить. Например, у котёнка длинный хвост с кисточкой, а тело покрыто острыми колючками; у птенца 4 лапки, хобот и он мяукает, когда хочет есть, а козочка машет крылышками, клюёт зёрнышки и лает.