Те, у кого в семьях подрастают маленькие сорванцы, знают, что утро в каждой группе детского сада начинается с физических упражнений. Многие относятся к этому скептически, а, между тем, специалисты утверждают, что проведение в детском саду утренней зарядки очень полезно для детей. Правильно организованная, она способствует:
- окончательному устранению сонливости и вялости;
- повышению тонуса;
- улучшению работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, физического состояния, двигательных навыков, координации.
Вот некоторые рекомендации по проведению зарядки в детском саду для детей, начиная с 3-4 лет:
- если позволяет погода, лучше проводить её на свежем воздухе;
- при отсутствии такой возможности зарядка должна проводиться в предварительно проветренном помещении;
- комплекс упражнений должен быть подобран таким образом, чтобы задействованными были все группы мышц;
- воспитатель должен сам выполнять все упражнения, подстраиваясь под темп малышей;
- комплекс упражнений желательно менять не реже одного раза в две недели, иначе детишкам становится скучно;
- для развития интереса к выполнению тех или иных упражнений нужно использовать различные атрибуты (мячи, обручи, скакалки, бубны);
- зарядку лучше проводить с музыкальным сопровождением.
Комплексы упражнений
В любой группе детского сада все комплексы упражнений, используемые в утренней гимнастике, должны состоять из порядка десяти упражнений, повторять которые рекомендуется не больше пяти раз, и состоять из трёх основных частей: разминка (вводная), развивающая (основная) и общеукрепляющая (заключительная).
Целью разминки является развитие координации, лёгкой походки. На неё отводится пара минут. Она предполагает различные вариации бега и ходьбы. Можно обычную ходьбу чередовать с ходьбой боком, на пятках, носочках. Бег может быть зигзагообразным, с быстрой сменой направления, вокруг препятствий, приставными шагами.
На развивающие упражнения отводится не менее пяти минут. Надо стремиться к тому, чтобы в каждый комплекс входили упражнения, направленные на проработку различных групп мышц:
- рук и плечей («Птички», «Ушки», «Поезд едет»);
- туловища («Охи-вздохи», «Выглядываем в окошко», «Поющие птички»);
- ног («Мячик», «Струнка», «С одной кочки на другую»)
Выполняя любое из предложенных упражнений, малыши должны дышать только через нос.
На этапе выполнения общеукрепляющих упражнений, для которых отводится до четырёх минут, все мышцы расслабляются, дыхание восстанавливается. Сюда же можно ввести упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, развитие мелкой моторики и глаз.
Стихи для зарядки
В том, что физические упражнения полезны в любом возрасте, убеждать взрослого человека нет необходимости. С ребятнёй это сложнее. Часто им бывает просто скучно повторять по несколько раз одно и то же. Но если подойти к этому делу творчески и проводить в детском саду утреннюю зарядку с использованием стихов, тогда гимнастика превратится в так любимую всеми малышами игру.
Они с удовольствием будут повторять движения вместе с хомячком, который надувает щёки, медвежонком, который крутит головой в поисках мёда. Подборки стихов с движениями можно найти на многих сайтах. Там есть также и видеоуроки, посвящённые этой теме.
Зарядка под музыку
По мере возможности утреннюю зарядку проводить в детском саду желательно под музыку. Она активизирует и дисциплинирует ребят, повышает их интерес к выполнению того или иного упражнения, способствует возникновению положительных эмоций. Музыка задаёт ритм и темп упражнению, его выполнение становится чётче и скоординированнее.
Под музыку хорошо менять темп ходьбы или бега, чередовать их, менять направление движения, проводить подвижные игры. Плавная, негромкая музыка предполагает спокойную ходьбу, а громкая, быстрая – бег. Внезапное её прекращение является сигналом к остановке.
Оптимальный вариант – это участие в проведении утренней гимнастики под музыку в детском саду музыкального руководителя. Но можно воспользоваться и музыкальным центром, предварительно подобрав соответствующее каждому упражнению музыкальное произведение.