Классификация детских игр в педагогике представлена обширно. Любая игра обладает определённой функцией и оказывает влияние на развитие ребёнка. Существует три класса игр. К ним принадлежат игры народные, самодеятельные, а также игры, в основе которых задумка родителей или воспитателей. Народные игры опираются на традиции народа, которые сложились достаточно давно. Самодеятельные – это игры, которые придуманы и организованы детьми без участия взрослых.
Классы подразделяются на множество видов игр.
Виды игр и их классификация
Классификация детских игр - это структура, границы которой часто размыты. Ведь процесс игры неоднороден и трансформация игр осуществляется постоянно. Класс игр под первым номером определён:
- играми, в основе которых находится эксперимент;
- самодеятельными играми с чётким соблюдением линии сюжета.
Игры, входящие в первый класс, это ролевые и театрализованные игры.
Второй класс игр состоит из игр для досуга и обучения. Обучающие игры – это чаще всего дидактические игры. Досуговые игры - это интеллектуальные игры, развлечения и забавы. Основаны они на правилах, поэтому любая самодеятельность исключена.
Дидактические игры созданы для решения конкретных целей и задач в процессе обучения детей. Дидактические игры чаще всего используются у детей дошкольников и младших школьников. Это обусловлено отлиительными особенностями детей определённого возраста. У ребёнка преобладает наглядно - образный тип мышления, а развитие памяти осуществляется произвольным способом.
Структура дидактической игры построена на:
- задаче;
- действии;
- правилах;
- результате.
Дидактические игры бывают:
- с предметами, игрушками, книгами или природными материалами;
- настольные;
- словесные.
Эти виды дидактических игр в детском саду часто используются и являются весьма эффективными. Предметные игры позволяют детям освоить такие понятия, как: сравнение, сходства и различия, величина, цвет, форма и качество любого предмета.
Настольные игры – лото, домино, парные картинки позволяют решать определённые развивающие задачи. В этих играх происходит смысловое сравнение, а не только сравнение по признакам.
Словесные игры стимулируют умственный труд. Учиться играючи – цель таких игр. Происходит это легко и незаметно.
Игры третьего класса – это народные или так называемые традиционные игры. Народные игры способны сформировать способности маленького человека в плане психологического аспекта.
Необходимое качество игры – это способность захватить и увлечь. Доступность игры для каждого ребёнка позволит распределить разные виды деятельности. Доступность игры не менее важна. Ведь вызвать интерес у ребёнка тем, чего он не понимает, невозможно. Роль игры для развития неоценима. Воспитание ребёнка, развитие и проявление его личности происходит постепенно, каждый день, в игре и с её помощью. Игра осуществляется в настоящем времени. Но её значение для дальнейшей жизни бесценно. Ведь в игре осуществляется прогноз жизненных ситуаций и формируются способности, качества и умения.