1. Перемены в поведении и привычках
Со временем поведение ребёнка меняется, например, если он перешёл в новую школу или детский сад, начал посещать развивающие занятия или кружки и секции, если дома были гости, или семья отправилась в путешествие. Все эти факторы могут стать причиной необычных поступков и привычек детей. Но если ничего подобного не происходило, а вести себя дети стали иначе, стоит сначала присмотреться, а затем, возможно, и обратиться к психологу.
Семейный, клинический психолог Наталья Федына советует замечать неожиданные капризы, раздражительность и частые резкие перемены настроения, замкнутость, испуг, отказ от еды или, наоборот, на то, что ребёнок слишком много ест. «В подростковом возрасте это может быть нормой, и связано с гормональной перестройкой организма, – отмечает специалист. – Но даже тогда ребёнок частично может этим управлять. Если перепады настроения неуправляемые, очень яркие, стоит обратить на это особое внимание».
2. Проблемы с учителями или воспитателями
Обычно конфликты случаются из-за того, что ребёнок не сдерживает эмоции, грубит, ведёт себя вызывающе. Значит, почти наверняка что-то очень сильно его тревожит. Он может больше обычного отвлекаться от уроков. А причиной агрессии может быть злость, которую дети подавляют.
Иногда ребёнок даже не понимает своих чувств, а сразу переводит их в действие. «В итоге его переживания не осмысляются, – отмечает психолог и педагог Ксения Несютина. – Ребенок может стать очень капризным, требовательным, драчливым, начинает грызть ногти или плакать по ночам. Родители не всегда могут самостоятельно разобраться какие переживания ребёнка стоят за этим поведением. Будет грамотнее обратиться к специалисту».
3. Сложности в общении с друзьями
Конфликтность может проявляться и в отношениях со сверстниками. Если вдруг сын или дочка перестают общаться со старыми друзьями и меняют круг общения, это повод узнать, что послужило тому причиной. Психолог Наталья Федына называет тревожные факторы:
- ребёнку трудно установить контакт,
- он часто конфликтует, может проявлять агрессию,
- наоборот, слишком уступчив,не умеет соблюдать правила в игре,
- слишком ярко реагирует на проигрыш,
- часто рассказывает, что его обидели, с ним поступили нечестно.
Причём это может оказаться как правдой, так и нет. Главное, что ребёнок нуждается в друзьях, проявляет активность, но отношения всё равно не складываются. Именно это и будет главной проблемой.
4. Болезни
Самый опасный способ выразить психологические проблемы – через тело. Обычно до этого доходит, если ребёнок уже не может справиться с эмоциями иначе. «Например, ребёнок переживает развод родителей, – рассказывает психолог и педагог Ксения Несютина. – В силу возраста он не может пока поделиться этими эмоциями и начинает грызть ногти. Но взрослые грубо запрещают такое действие: мажут пальцы перцем, ругают, стыдят. В итоге действие уходит, но появляются нервные тики, ночной энурез или аутоиммунные заболевания».
Но нередко психосоматика проявляется в самой обычной простуде. Одна из главных примет при этом – отсутствие высокой температуры. «Иногда незначительный кашель или "шмыгание" носом, которые можно принять за простуду – это своеобразное проявление нервного тика, – говорит клинический психолог Наталья Федына. – Скорее всего, это психосоматика, и причины заболеваний лежат в психологическом дискомфорте и проблемах, которые беспокоят ребёнка. При этом не обязательно сразу пить успокоительное. Можно решить проблему в работе с психологом».
5. Странные рисунки
Специалисты института Современных психологических технологий советуют обратить внимание и на рисунки ребёнка. О сильном страхе, подавляемой агрессии или пережитом насилии говорят чёрный и красный цвета, разрушенные дома, страдающие люди и животные, большие зубы. Если живых существ на картинках вовсе нет, ребёнок рисует неодушевлённые предметы или абстракцию, то это может быть признаком сложностей в общении и построении отношений. Бывает, что на рисунках части тела разрознены – руки и ноги не присоединены к туловищу, будто бы не связаны друг с другом. Если ребёнок не может нарисовать цельный рисунок, это может говорить о личностной дезорганизации или психических нарушениях. А если ребёнок совсем отказывается рисовать, то причиной может быть страх совершить ошибку, выразить себя.
Что бы ни показалось родителям подозрительным, для начала стоит самим обратиться к психологу. Возможно, что это лишь тревога, которая не имеет под собой оснований. Но навредить ребёнку опытный специалист точно не сможет, поэтому в странной ситуации лучше перестраховаться.