Что должен уметь первоклассник?
Один из первых вопросов, который задают ребёнку при приёме в школу, звучит именно так: «Скажи, как тебя зовут?». А после этого вопроса задают и все остальные: «В каком городе ты живешь? Какой у тебя адрес и телефон? Как зовут родителей и кем они работают?». Всё это малыш должен не просто знать, но и уметь оперировать этими понятиями.
То есть не просто отвечать, что мама – Вера, а папа – начальник, а знать имя и отчество родителей и понимать, что другому человеку их надо представлять именно так.
Ребёнок не должен знать подробно о профессиональной деятельности мамы и папы. Важно, чтобы малыш имел хотя бы общее представление о профессии.
Первоклассник уже должен понимать, что адрес состоит из страны, города, улицы, дома и квартиры. В семь лет у детей часто бывает путаница, поэтому постарайтесь объяснить ребёнку что в этом списке первоочередное, а что — нет.
Изучая вместе с ребёнком фактически «персональные данные», настойчиво внушите ему важную мысль. Эта информация очень личная, не надо рассказывать её всем подряд. Обсудите, в каких случаях можно говорить свой адрес, а в каких — промолчать.
В течение первого года учёбы ребёнок будет осваивать азы письма и математики, будет учиться читать, вырезать, рисовать. Для успешной учёбы он должен обладать определенным кругозором и знаниями. Какими же именно?
- Знать элементарные понятия: больше-меньше, право-лево, верх-низ и другие. Уметь обобщать предметы по общему признаку и находить лишний предмет в группе, видеть различия между предметами.
- Уметь последовательно излагать события: что было сначала, что произошло дальше и чем всё закончилось. Кроха не должен путаться в понятиях «вчера», «сегодня», «завтра».
- Правильно держать ручку и карандаш в руке.
Делу – время
Педагоги в один голос утверждают, что одной из самых больших проблем первоклассников становится неумение управлять временем. Дети попросту не ориентируются в нём, не видят и не чувствуют разницу между минутой и часом. Нередко ребёнок жалуется, что делал уроки пять часов, хотя на деле это было всего полтора часа. И опаздывает с прогулки на час, уверенный, что припозднился на пять минут.
Так что, как только малыш пошёл в первый класс, учите его понимать время. Купите ему часы со стрелками, самые простенькие, главное, чтобы на циферблате были отчетливые, обязательно арабские цифры, и две стрелки. Пусть он по часам собирается в школу, делает уроки, гуляет.
Ещё один важный навык, который ребёнок должен освоить, это использование телефона. Удивительно, но многие современные дети воспринимают мобильный как интересную игрушку, фотоаппарат, источник интернета. Но ведь телефон – это средство связи с мамой.
Приучите малыша сообщать вам о том, что происходит в его жизни, пока он находится вне дома.
Если у ребёнка есть мобильный, то он сам должен следить, чтобы телефон функционировал: чтобы на счету были деньги, а аккумулятор заряжен.
Учимся говорить
В первом классе круг общения у ребёнка расширяется. Теперь он будет общаться и с самыми разными учениками из своей школы, и с большим количеством взрослых. Он должен знать два важных правила:
- Обращаться к старшим по имени и отчеству. В семь лет уже не должно быть никаких «тетя» и «дядя» – только мужчина и женщина. При обращении к взрослому ребёнок должен называть его по имени и отчеству.
- Различать стили общения. Первоклассник должен понимать, что манера общения с друзьями во дворе отличается от принятых норм общения в школе.
Проверяем кругозор ребёнка
В процессе воспитания, не забывайте, что ребёнок должен интересоваться событиями окружающего мира. Постарайтесь рассказывать ему информацию из разных сфер жизни, чтобы его кругозор расширялся. Спросите у малыша:
- Знает ли он названия самых распространенных растений, животных, насекомых, различает ли зверей, птиц и рыб, а также фрукты, ягоды и овощи.
- Может ли он назвать, сколько дней в году, месяце и неделе, сколько часов в дне, сколько минут в одном часе.
- Какие праздники он знает.
- Каких писателей, поэтов, художников, композиторов он знает.
- Может ли назвать какие-нибудь виды спорта, знает ли он имена спортсменов.
- Какие профессии он знает, чем люди этих профессий занимаются.
- Какие страны он знает, где они находятся. Может ли что-нибудь рассказать о тех местах, где он отдыхал.