Воровство или нет?
Хотя бы раз в жизни каждый ребёнок приносил в дом чужие вещи – игрушки друзей по садику, чьи-то ручки-карандаши или ещё какие-то милые его сердцу мелочи. Подобные поступки, как правило, обескураживают родителей. Еще бы: мы с детства знаем, что брать чужое без разрешения не только недопустимо, но и преступно! Стоит ли торопиться и делать скоропалительные выводы, что ребёнок стал воришкой? Однозначно нет!
Почему он взял чужие вещи?
Чтобы ответить на этот простой и одновременно сложный вопрос, прежде всего, нужно вспомнить про возраст ребёнка.
2–4 года
Причина: Такие малыши практически не обладают силой воли. И им настолько трудно противостоять собственным желаниям, что остановиться перед очень понравившейся игрушкой они просто не в состоянии. Кроме того, дети 2–4 лет ещё не очень хорошо умеют соблюдать границы других и уважать чужую собственность – они до этого пока просто не доросли. Так что если вашему карапузу, скажем, 3 года, и он радостно принёс домой солдатиков или куклу другого ребёнка, сильно не переживайте.
Что делать?
Не ругайте и не стыдите малыша. Спокойно объясните, что хозяин вещи сейчас очень расстраивается и переживает. Сопроводите объяснение яркими эмоциональными примерами, например, попросите сына или дочку представить, что кто-то забрал любимую игрушку без разрешения. Научите, как нужно действовать: «Если ты очень хочешь поиграть в эту машинку, спроси разрешения у Васи. Предложи ему поменяться на один день, дай взамен что-то интересное, например, робота». Помогите ребёнку исправить ситуацию. Вместе верните «позаимствованную» вещь и принесите извинения.
4–7 лет
Дети постарше уже должны различать своё–чужое, им легче контролировать себя, но случается всякое. Причин здесь куда больше, чем в случае с малышами.
Причина 1
И на старуху бывает проруха: ребята этого возраста могут заиграться и утащить чужую вещь. Без всякого умысла, просто потому, что очень понравилась, и они быстро сроднились с ней.
Что делать? То же, что и в случае выше.
Причина 2
Возможно, дело в недостаточной развитости социальных навыков поведения. Например, родители не уделяли вопросу уважения собственности нужного внимания и не объясняли малышу разницу между чужим и своим. В этом случае ребёнок может взять чужую вещь от непонимания. Он просто не осознаёт, что поступает плохо. Ему захотелось – он взял.
Что делать? Срочно начинать воспитательную работу, объяснять упущенное, проводить границы между своим и чужим даже в рамках семьи, учить ребёнка спрашивать разрешения, прежде чем что-то взять. Ну и конечно, не забываем про исправление ситуации – возвращаем чужую вещь и просим прощения.
Причина 3
Самая, пожалуй, серьезная, она может крыться в неудовлетворённости основных потребностей ребёнка: во внимании, заботе, общении. Если родители постоянно заняты, а дошколёнок большую часть времени предоставлен сам себе, то шансы, что он попробует наслаждаться всеми радостями жизни, существенно возрастают. Такой ребёнок может взять чужое, руководствуясь мыслью: «Кате всё равно новое купят, ей всегда покупают, а у меня никогда такого не будет». И даже если ребёнок понимает, что поступает плохо, желание удовольствия столь сильно, что он не в силах победить соблазн.
Что делать? Пересмотреть взаимоотношения с ребёнком, больше общаться с ним, интересоваться его жизнью, желаниями, мечтами и переживаниями. Как в предыдущих случаях – объяснять, рассказывать, помогать исправить ситуацию.
А, может, заболевание?
Первое, что приходит в голову, когда мы слышим о детском воровстве - это клептомания. Но, несмотря на то, что этот термин у всех на слуху, данное заболевание встречается довольно редко.
Что должно насторожить?
Ребёнок приносит домой чужие вещи, которые не имеют для него большой ценности. Это могут быть, например, канцтовары и любые другие мелочи, которые у него и так есть или которые родители без проблем могут ему купить. Не обязательно такие поступки будут совершаться часто. И, конечно, это не обязательно свидетельствует о клептомании. У настоящих клептоманов, как правило, присутствуют ещё и различные изменения как в поведении, так и в других сферах (например, в интеллектуальной или эмоциональной). Но определить эти изменения и поставить диагноз сможет только врач.
Что делать? Если у вас появились сомнения, просто запишитесь на приём к психиатру. Он либо развеет ваши опасения, либо поможет справиться с проблемой.