По общепринятому мнению специалистов к 4-4,5 годам малыш должен уметь выговаривать практически все звуки русского языка. Исключением могут быть только «л» и «р». На их «приручение» отводится ещё годик-полтора. Но проводить речевую гимнастику не возбраняется и в более раннем возрасте.
Поскольку звук «р» является самым сложным в нашем языке, трудности в его произношении испытывает большинство малышей. Выделяется несколько наиболее распространённых вариантов его «коверкания»:
- он просто пропускается ребёнком в словах (мороз – маоз, сарай – саай);
- вместо «р» произносится «ы», «й» или «л» (рыба – ыыба, корова – кайова, краска – класка);
- произношение не твёрдое, а грассированное или слишком вибрированное (как во французском или английском).
Прежде чем разобраться, как правильно поставить ребёнку звук и букву «р», следует определиться со способом их произношения вашим малышом. Для этого сначала предложите ему произнести несколько раз подряд «р» вне слов, то есть попросите его «порычать», как это делает собака или тигр. Затем пусть он повторит за вами несколько слов с этим звуком.
Если у ребёнка есть проблемы с «рычанием», следует сначала научить его произносить «р» отдельно. Если же он затрудняется произносить этот звук в словах, учите его делать это в слогах (ра – ар, ру – ур, ро – ор).
Типичная ошибка родителей – заставлять малыша сразу же проговаривать скороговорки типа «На дворе – трава, на траве – дрова».
Исходя из вышесказанного, следует использовать следующий алгоритм обучения правильному произношению звука «р»:
- научить выговаривать букву изолированно,
- освоить её произношение в слогах и отдельных словах,
- перейти к тренировке использования «р» в скороговорках, предложениях и речи.
Обеспокоенность у родителей должен вызвать тот факт, если малышу уже исполнилось 5 лет, а он всё ещё «уверен», что в реке живут «лыбы», в его день рождения комната украшена «шаиками», а на полдник в садике он пил молоко, которое дают «коёвы».
Оптимальный вариант при таком положении вещей – обратиться к специалисту. Он сможет обнаружить причину, почему ребёнку трудно говорить букву «р», подсказать, как с помощью комплекса специальных упражнений научить его произносить этот звук правильно. Вот несколько простых упражнений, которые можно родителям проводить с малышом самостоятельно.
- Открыть рот, кончик языка прижать к верхним альвеолам. В таком положении несколько раз произнести звук «д». Язык остаётся в том же положении, произнести этот звук на выдохе.
- Следующее упражнение выполняется с использованием логопедического штапеля, купить который можно в аптеке или специализированном магазине. Сидя с максимально открытым ртом, малыш должен непрерывно произносить «ж», перемещая кончик языка к основанию верхних зубов. Поместите штапель под язык, осторожно перемещайте его в левую и правую сторону. При этом ребёнок продолжает «жужжать».
- С широко открытым ртом и сдвинутым назад языком малыш должен произносить «за». Во время повторения этого слога проделайте со штапелем такие же действия, как в предыдущем упражнении. Если всё сделано верно, вы услышите твёрдый звук «р». Проделайте те же манипуляции, только со слогом «зи». «На выходе» должен получиться тоже звук «р», но помягче (как, например, в словах «риск», «рисовать»).