Совет №1: Играйте!
Слова «учить», «заниматься», «делать уроки» важны только для вас. Ребёнку это совершенно неинтересно. Ему хочется только играть, играть и играть. Поэтому если хотите добиться результата, не надо приставать: «Давай позанимаемся, давай выучим стихотворение. Что вам задали в садике/школе?». Раздражение, возмущение, гнев – вот чувства, которые вы рискуете разбудить в маленьком человеке. Зато предложение — «Давай поиграем!» — звучит заманчиво, и редко кто из детей от него отказывается. Обманывать малыша нехорошо: так что предложили – играйте. У вас стихотворение про мишку, которого уронили на пол? Берите плюшевого медведя и проигрывайте сценку от и до, попутно обсуждая, сколько у медведя лап, как пришить оторванную, где вообще живут медведи и так далее. Для стихотворения «Мы едем в далёкие края» можно построить целый автобус или даже поезд, куда посадить «кота, чижика, собаку, Петьку-забияку».
Совет №2: Повторяйте вместе
Чем веселее ребёнку выполнять задание (в данном случае – учить стихотворение), тем быстрее и легче он справится. Громко и отчетливо декламируйте строчки вместе с крохой. Можно вдвоём, а лучше всей семьёй: с папой, бабушкой, старшим или даже младшим братом, кошкой и попугаем. Так и соседи, наконец, запомнят, «почему сегодня Петя просыпался десять раз».
Совет №3: Найдите смысл
«Понятие взаимно однозначного соответствия играет большую роль при перенесении представления о «количестве» элементов множества с конечных множеств на бесконечные». Понятно? Всего-то цитата из учебника по матанализу. А теперь попробуйте её выучить. Для малыша стихи Пушкина со всей его лазурью, оковами и полбой могут звучать так же - мутно и бессмысленно. Если ребёнок никак не возьмёт в толк, о чём говорится в стихотворении, то и запомнить строчки ему трудно. Особенно часто эта проблема возникает в первом-втором классе, когда 7-8-летние школьники начинают учить даже не Пушкина, а Бальмонта (да, есть и такие школьные программы). Разберите с ребёнком о чём стихотворение. Вполне возможно и для себя узнаете нечто новое.
Совет №4: Нарисуйте стих
Когда слова, наконец, обрели смысл, закрепите успех. Предложите ребёнку нарисовать сюжет произведения: нежно-жёлтый букет мимозы для мамы на 8 марта, речку с тонущим мячиком и плачущей Таней, осенние падающие листья. Тут у малыша включается и зрительная память, и ассоциативное мышление.
Совет №5: Хвалите и радуйтесь
Запомнил строчку? Молодец! Сам решил нарисовать иллюстрацию к стиху? Какой талантливый, умный, способный! Для нормального развития крохе просто необходимо быть маминым счастьем и папиной гордостью. Это настраивает его на победу. Если родители предпочитают одного ребёнка другому («А вот твоя сестра лучше читает, а младше тебя на год!»), или они слишком многого ждут от ребёнка («Почему ты никак не запомнишь стихотворение из десяти слов?!»), он теряет уверенность в себе. Не скупитесь на похвалы, даже если зайчик на рисунке больше похож на амёбу, а короткий стишок малыш может рассказать только хором с вами. Ну он же действительно ваш самый лучший и самый любимый, вы не лукавите. А стихи он непременно выучит – с вашей и нашей помощью.