Чувственное восприятие позиционируется как основа познания, его базис. Все остальные его составляющие – мышление, память, воображение – рассматриваются как надстройка. Из этого следует вывод, что качественное развитие интеллекта невозможно без полноценного чувственного восприятия. А оно, в свою очередь, является результатом воспитания чувств и развития. В каждом возрастном диапазоне это воспитание выполняет определённые задачи, как то:
- 0-12 месяцев – создание оптимальных условий, чтобы грудничок научился отслеживать глазами «маршрут» перемещающихся предметов, захватывать одной, а потом и двумя руками игрушки, имеющие разный размер и форму.
- 1-3 года – обучение малыша способности различать два предмета по их величине, цвету и форме.
- 4-6 лет – постепенное закрепление понятия цвета, его оттенков, формы и размера в процессе сравнения нескольких предметов; ознакомление с различными геометрическими фигурами. Далее следует обучение способности собирать предметы по определённым признакам, описывать их.
Самыми восприимчивыми к сенсорному развитию и воспитанию считаются дети, пребывающие в возрасте 2-3 лет. Основной задачей взрослых является помочь малышу накопить представления о трёх параметрах:
- цвет,
- размер,
- форма.
Развивать чувство цвета можно с помощью следующих заданий:
- Перемешать однородные предметы разных цветов. Предложить ребёнку разложить их на несколько кучек по цвету.
- Нанизать на стержень пирамиды колечка, правильно чередуя их цвета (то же можно проделать с бусинками).
Развивать чувство формы можно с помощью таких заданий:
- Из сложенных на кучу игрушек отобрать кубики (шарики, кирпичики).
- Положить предмет в закрытый мешочек. Предложить малышу определить его форму на ощупь.
- Вставлять вкладыши в отверстия соответствующей формы («сортировщик»).
Развивать чувство величины помогут такие игрушки:
- Конусная пирамида. Предложить малышу собрать её, начиная с самого большого (маленького кольца).
- Игрушки, созданные по типу матрёшки. Например, чашечки разной величины. Сложить их одна в одну в правильной последовательности.
В преддошкольном возрасте не следует требовать от малыша запоминания всех слов, которые вы употребляли в процессе закрепления понятий форма-цвет-размер (величина). Главное, чтобы он понимал, что имеется в виду. Пройдёт совсем немного времени, и он сам начнёт их употреблять.
В сенсорном развитии трёх-четырёхлетних детей, относящихся к младшему дошкольному возрасту, всё ещё преобладают манипуляции с предметами.
Малыш этого возраста должен знать и различать:
- все основные цвета (не включая оттенки);
- пять форм предметов (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал);
- знать три понятия величины (большой, маленький, средний), а также понимать, что означает «такой же» или «одинаковый»;
- владеть умением элементарного количества (один – ни одного, много – мало, столько же).
- в отношении звука малыш должен быть знаком с понятиями «громко – тихо» (речь идёт не только о человеческой речи, но и о звучании музыки и т. д.).
Особое значение приобретает сенсорное развитие четырёх-шестилетних дошкольников, поскольку некоторое время спустя им предстоит вступать в важный жизненный этап – они начнут учиться в школе. «Первую скрипку» будут теперь играть ролевые и дидактические игры. Их главная цель – формирование различных чувственных каналов. Примерами игр, направленных на чувственное развитие дошкольников, могут быть следующие задания:
- «На что это похоже?» (из предложенных предметов отобрать те, которые напоминают по форме овал, трапецию, треугольник и т. п.).
- «Что исчезло?» (разложите на столе различные геометрические фигуры и предложите ребёнку внимательно их рассмотреть и запомнить, после чего он должен закрыть глаза; убираете один или несколько предметов и просите ребёнка назвать, чего не стало).