Совет №1: Пусть ребёнок прокричится
После рождения дочки на меня градом посыпались советы уже родивших подруг. И когда я говорила, что я сплю по 3-4 часа в сутки (уход за ребёнком, удаленная работа, домашние дела), мне активно советовали не подходить к дочке по каждому крику. «Пусть прокричится, минут 15 будет истерить, а потом успокоится и сама начнёт засыпать». Признаюсь, больше 2 минут моё сердце не выдержало. Как так? Моя кровиночка там плачет, а я слышу и игнорирую? Нет уж!
Итог: Совет подойдёт только мамам с «каменным» сердцем.
Совет №2: Посчитать до трёх
Ребёнок заигрался, не идёт домой после прогулки или не хочет убирать игрушки — балуется и не слушается. Я говорила дочке: «Давай посчитаю до трёх, а потом мы начнём собираться». И не важно, что это потом — это всего через 3 секунды.
Когда же лучше отказаться от этого совета? Помню, что дочка плохо себя вела, капризничала. Кажется, это был какой-то из очередных кризисов. Я была адски уставшая, нервная, замотанная. И попросила дочку: «Я тебя прошу, сейчас досчитаю до трёх, и ты прекратишь ныть». Она, конечно, ныть перестала, но негативные эмоции остались внутри. Помню, что в тот момент я была в гостях у подруги, многодетной мамы.
И она мне по-дружески посоветовала в таком случае, когда ребёнок расстроен и слишком возбуждён, не использовать этот излюбленный мамами приём. И подсказала – с ребёнком всегда нужно разговаривать. Пусть объяснит, что не так, почему ноет. Ведь даже с маленьким человечком можно найти компромисс.
Итог: Совет работает, но с оговоркой. Применять его можно не всегда.
Совет №3: Дать ребёнку несколько минут на свои дела
Когда мне нужно было сходить в магазин или по делам, а я видела, что дочь ещё не доиграла (не дорисовала, не допрыгала и много других «недо»), я предлагала ей закончить свои дела за определённое время. Например, давала 5-10 минут на то, чтобы завершить начатое — показывала, где будет находиться стрелка часов, и дочь всё успевала закончить к этому времени.
Итог: Прекрасный, дельный и, главное, работающий совет.
Совет №4: Не требовать от ребёнка трудновыполнимого. Вместо этого посмотреть, что можно изменить в окружающей обстановке
А это уже совет Юлии Борисовны Гиппенрейтер — автора множества книг и пособий по воспитанию детей. Адаптация в детском саду проходила у моей дочки не очень гладко. Когда работала одна воспитательница, дочка шла с радостью, когда другая – с рыданиями. Мы придумали альтернативу: предложили дочке забирать ее из детского сада перед обеденным сном. Она согласилась и перестала закатывать истерики. Причину рыданий мы нашли позже. Оказалось, что воспитательница криком требовала, чтобы дети засыпали. Масла в огонь подливала и нянечка, рассказывая малышам страшные сказки из серии «кто днём не спит, тому отрежут ручки и сварят из них суп». Ситуация эти потом разрешилась — нянечку уволили, с воспитательницей провели работу.
Итог: Совет помогает. Более того, этот совет Гиппенрейтер я использую в разных случаях. Например, не хочет дочка заниматься (она пока дошкольница), так мы играем с ней в игру: я ученица, она – учительница. Я допускаю ошибки, она исправляет и ставит мне отметки. Просто нужно всего лишь изменить призму, под которой вы смотрите на ситуацию, – и всё получится!
Совет №5: Не задавать абстрактных вопросов
Звучит странно, но это работает. Нельзя задавать вопросы из серии «как дела?» или «как прошёл день?». Что ответит ребёнок? Скорее всего — всё хорошо. Поэтому, когда я забирала дочку из детсада, интересовалась тем, в какие игры играли, что нового узнали, какое стихотворение читали, какой мультик смотрели, как вёл себя тот или иной ребёнок. Дети, как правило, не акцентируют внимания на том, что замечаем мы, взрослые. Она начинала рассказывать и делиться впечатлениями, и частенько, я потом долго не могла её остановить.
Итог: Задавайте конкретные вопросы, и вы будете знать о том, как прошел день у вашего малыша на самом деле.
А какие психологические приёмы в воспитании ребёнка применяете вы?