Миф 1. Послушные дети – идеальные дети
Для начало нужно понять, для кого идеальные? Если для родителей, воспитателей и учителей, тогда да. С ними очень просто: любое слово они понимают без повторений, не хулиганят. Такие послушные дети, которые скромно сидят на диване, положив руки на коленки, или ходят за руку со взрослым, не пытаясь каждую секунду удрать в грязь или лужу, вызывают умиление родителей и окружающих. Но вот для самого ребёнка подобное беспрекословное послушание не всегда залог успешного будущего. Важно понимать, что конкретно скрывается за таким поведением: склад личности, дрессировка родителей, забитость или страх перед наказанием?
Дети 3-5 лет познают мир, заставляя их подчиняться беспрекословно, мы ограничиваем это познание и развитие.
Миф 2. Борясь с непослушанием, родители творят благо для ребёнка
К сожалению, часто, когда родители своим чрезмерным желанием сделать из непослушного ребёнка паиньку, делают только хуже. Во-первых, потому что они спорят с природой, что часто оборачивается катастрофой во взрослой жизни. Аксиома: все дети разные. В первую очередь по заложенному темпераменту (флегматики более спокойные и, как результат, значительно более послушные сверстников-холериков).
Существует направление системно-векторной психологии, позволяющее увидеть на более глубинном уровне наполнение внутреннего мира ребёнка. Согласно ей, свойства психики (или вектора) определяют характер поведения малыша. В частности, так называемые, дети с анальным вектором развития – это есть послушные дети от природы. Их правильность, чёткое следование воле родителя, лояльность к окружающим заложены на уровне хромосом. А дети с кожным вектором - подвижные и гибкие, они стремятся в буквальном смысле всюду залезть, попробовать на вкус, наощупь, прыгают, бегают и не слушают указаний взрослых. Ими практически невозможно управлять. Да и не нужно. Они непослушные дети, но в попытках сломать их поведение, вы рискуете вырастить несчастных личностей с комплексами, фрустрациями, сложностями в адаптации и нереализованные природными способностями.
Как же правильно воспитывать ребёнка? Первый шаг – лучше узнать своего малыша, понять его склад личности, наблюдать за поведением в разных ситуациях, находя объяснение непослушанию.
Миф. 3 Воспитанные дети обязательно должны быть послушными
Психологи сходятся во мнении, что единственный способ сделать ребёнка счастливым – дать ему свободу. Слушаться, значит, следовать чужим указаниям. А быть воспитанным - самостоятельно понимать и определять границу должного и дозволенного поведения. Задаваясь вопросом, как воспитывать детей, нужно, прежде всего, ответить на вопрос: что вы хотите получить в результате? Сломанную психику или счастливого человека?
Непослушный ребёнок далеко не всегда невоспитанный, а воспитанные дети – не всегда послушные. Не дрессировать, а направлять, устанавливать границы и давать ориентиры. И одинаковые методы воспитания детей не подходят. С одним нужно разговаривать и объяснять, другому можно выставить ограничения (в покупках, прогулках и т.д). В поисках ответа на вопрос как вырастить воспитанного ребёнка – нужно начать с себя, показывая не словами, а личным примером.
Экспертное мнение:
Безрукова Ольга Валерьевна, психолог: «Дети – не тесто в руках взрослых. Получить «удобного» ребёнка – бессознательное желание многих родителей. Но стоит задуматься, как сложится его судьба, если насильственным образом его заставить беспрекословно подчиняться воле сначала родителей, потом учителей, потом начальников?».
Миф 4. С агрессией непослушного ребёнка надо бороться
Негативные чувства и эмоции могут выливаться наружу в форме вербальных (в словесном выражении своих чувств «мне обидно» или ругательствах) или физических проявлений (ударить обидчика или перенести негативные эмоции на неодушевленный предмет – ударить игрушку, разбить тарелку). Часто, когда ребёнок дает волю своим переживаниям, его воспринимают как непослушного.
Но замалчивание, столь характерное для детей, ставших послушными в результате строгого воспитания, практически всегда оборачивается ослабленным иммунитетом и болезнями. Они знают, что проявлять агрессию нельзя и буквально «уходят в болезнь», что является в некотором смысле наказанием за «неправильные» мысли – ведь внутри они переживают. Склонные всех прощать и, не умея постоять за себя, они приобретают низкую самооценку и необоснованное чувство вины.
Что делать родителям? Позволить хотя бы иногда ребёнку испытывать негативные эмоции, но научить выражать их правильно (чтобы не страдали окружающие).
Миф 5. Из послушных детей вырастают хорошие люди
Ребёнок, ставший послушным в результате строгого воспитания путем битья, криков и наказаний, получает негативный жизненный сценарий. Будучи дошкольниками, такие дети рискуют приобрести фрустрации и комплексы. У них значительно снижается способность реализовать свои природные таланты и способности. Каждый шаг может вызывать страх и опасения – ведь в детстве их наказывали за самостоятельность и желание сделать всё по-своему. Вряд ли такие люди будут счастливы и успешны в своей деятельности. А свою нереализованность они будут вымещать на окружающих и близких, или заниматься самоедством, что может привести к болезням и психосоматическим расстройствам.