Привлекайте других родственников
Самая тесная взаимосвязь у ребёнка – с мамой. В первые месяцы своей жизни он чаще всего видит именно мамино лицо, чувствует её руки, слышит её голос. Поэтому малышу так трудно, когда мамы нет рядом и он не может прикоснуться к ней в любой момент. Чтобы облегчить переход от «мамочка всегда со мной» к «я могу играть сам», активнее привлекайте родственников. Пусть папа, тёти, дяди, бабушки и дедушки не только нарезают круги в парке со спящим ребёнком, но и играют с ним с самого раннего возраста. Так чаду будет проще пережить ваше отсутствие.
Показывайте пример
У детей очень богатая фантазия, но иногда чтобы проявить её, нужен толчок. Помогите малышу: расскажите, что из кубиков можно строить башни, из пластилина лепить животных, а с помощью акварели создавать на бумаге новый удивительный мир. Напоите чаем кукол. Отправьте мишку в школу. Подтолкните малыша к новым для него действиям.
Когда вы играете вместе с ребёнком и видите, что он делает, на ваш взгляд, что-то не так, не бросайтесь ему на помощь, не критикуйте и не навязывайте свою точку зрения. Ведь в таком случае он остаётся в роли наблюдателя, а не активного участника действия.
Поддерживайте стремление к самостоятельности
Для этого потребуются хладнокровие и выдержка. Если ребёнок уполз в другую комнату, не неситесь за ним. Тем более что, скорее всего, через несколько минут он или сам вернётся в поисках вас, или позовёт. Если ребёнок изучает что-то, помимо своих игрушек, не одёргивайте его. На самом деле, если вы проработали свою квартиру на предмет детской безопасности, опасного в ней не так уж много.
Поддерживайте малейшее проявление самостоятельности. На детской площадке поощряйте стремление чада играть и знакомиться с другими детьми. Общение с кем-то, помимо вас, подстегнёт его навык самостоятельной игры. Но если малыш пока не расположен к диалогу, не стыдите его, не ставьте в пример других, более активных детей.
Если ребёнок занят чем-то (безопасным и не вредным), не дёргайте его. Пусть занимается. Если он уполз/ушёл в другую комнату, не тащите его обратно. Если вы всё же беспокоитесь, пройдите за ним тихонько, чтобы не заметил.
Выделите особое место
Детям старше двух лет нужно личное пространство. Необязательно, чтобы это была отдельная комната, небольшого уголка тоже вполне достаточно. Главное, чтобы ребёнок принял активное участие в его создании: выбрал стол, стул, наклейки на стену, книги, рассадил игрушки.
Не обустраивайте уголок за ребёнка, обустраивайте вместе с ним.
Прислушивайтесь к ребёнку
Выбирая игрушки или занятия для малыша, ориентируйтесь на то, что хочет ребёнок, а не на то, что вы считаете красивым или интересным. Если вы в детстве любили рисовать, не надо заваливать ребёнка альбомами и красками. Может быть, ему больше нравится процесс собирания пазлов. В возрасте двух-трёх лет, а то и раньше, малыш уже может проявлять свою индивидуальность и самостоятельность как минимум в выборе игрушек и занятий.
Не навязывайте ребёнку интересные вам занятия. Ищите то, что увлечёт малыша.