На встречу с Юлией Борисовной Гиппенрейтер, российским психологом, известным во всём мире, профессором МГУ, автором многочисленных публикаций по психологии и самых популярных книг по общению с ребёнком и атмосфере в семье «Общаться с ребёнком. Как?» пришло несколько сотен человек – и это не мудрено. У всех участников встречи был шанс задать интересующие вопросы по воспитанию детей и получить ответ, что называется, из первых уст.
Конечно, все темы, которые волнуют мам во все времена, невозможно было охватить за одну встречу. Но многие вопросы настолько актуальны, настолько объединяют родителей в своём единообразии, что их невозможно было не коснуться.
Узнайте, какими взрослыми нужно быть, чтобы ваши дети росли и развивались гармонично. А ещё как не испортить ребёнка своей любовью, сохранять терпение, когда в миллионный раз что-то повторяете, а сын или дочка делают вид, что не слышат, и о многом другом, что интересно и важно всем мамам и папам.
Воспитание ребёнка – это душевный труд и искусство.
Всё начинается со счастливых взрослых
Пожалуйста, на секунду отвлекитесь от этой статьи, которую сейчас читаете. И ответьте на вопрос «А вы счастливы?». Надеемся, что не слукавили и ответили честно. Знаете, почему? Ведь только счастливый родитель может вырастить счастливого ребёнка.
И вот что об этом говорит Юлия Борисовна Гиппенрейтер: «Счастливые – те, кто получает удовлетворение от жизни, как бы она ни протекала по оценкам окружающих. Счастливые взрослые – те, кто живёт и работает играючи. Такие люди обладают адекватной самооценкой, оптимизмом, доброжелательностью, любят общаться, умеют дружить и глубоко любить. Не поверите, но дети рождаются именно с таким потенциалом. В них изначально присутствуют жизненная и творческая силы, помогающие ему развиваться самостоятельно. Важно быть живыми, не останавливаться и не падать!
Счастливые папа и мама создают правильный фон для благополучного роста и развития своего ребёнка. На встрече с родителями Юлия Борисовна Гиппенрейтер попросила всех ответить на вопрос «Каким вы хотите видеть своего ребёнка?». Кто сказал вслух, другие - подумали. Ответы звучали примерно так: «Счастливым, успешным». И вот что ответила известный психолог и автор многочисленных книг: «А успешный – он какой? Когда есть много денег? Это не всегда залог счастья. Может ли быть счастливым человек, забравшийся не так уж высоко по карьерной лестнице? Конечно, да». Поэтому Юлия Борисовна озвучила простую истину, которую можно взять на вооружение всем родителям: «Ребёнок – сложная креатура, а «ребёнок + родитель» вообще сложнейшая система. У каждого свои мысли, установки, эмоции, привычки. И в рамках этой системы вы не сможете никакого ребёнка заставить что-то делать, например, учиться – так же, как нельзя заставить любить».
На встрече с Юлией Борисовной Гиппенрейтер мы узнали, что в ближайшем будущем в свет выйдет её новая книга. Так что не пропустите этот момент! Книга будет результатом совместной работы автора с её мужем - известным математиком Алексеем Николаевичем Рудаковым, главным критиком и первым читателем всех текстов.
Как не испортить детей
Мамы и папы иногда похожи на белок в колесе. Дом-работа-ремонт-покупка продуктов-ремонт-машины-дом-работа… И в этой круговерти так хочется находить время на детей! Но не всегда получается.
Никогда не отодвигайте ребёнка на второй план.
И вот как на деле. Уставшие от работы родители то и дело говорят детям, которые так хотя изучать окружающий мир, - «Не задавай глупых вопросов, не делай этого», критикуют, не поощряют, раздражаются, когда малыши что-то делают медленно. Не делайте так!
Не делайте ребёнка послушным, удобным – он станет скучным и безынициативным.
И вот вам компетентное мнение Юлии Борисовны: «Помните, что саморазвитие и любознательность приводят часто к удивительным открытиям. Дайте ребёнку делать то, что он делает, и дайте ему столько времени, сколько ему нужно (например, пусть завязывает шнурки 30 минут!). Не критикуйте. Не давайте ему никаких оценок (ты слабак, ты не сможешь, дай я). Всё это убивает желание делать что-либо».
Пусть ребёнок растёт с загадкой: вопросы важнее ответов. Позвольте ему догадываться самому до некоторых вещей, не договаривайте за него и не подсказывайте. Мы часто торопимся говорить, думать и делать за ребёнка. От этого пропадает мотивация, и многие важные вещи не ПОНИМАЮТСЯ, а ВЫУЧИВАЮТСЯ.
А если мотивация пропала….
Родители иногда берут на себя ответственную миссию и решают за ребёнка, где ему учиться, во что одеваться, куда ходить и с кем дружить. Бывает и такое, мы не преувеличиваем. Правда, надеемся, что у вас это не так. И все идет «хо-ро-шо», пока в один не очень прекрасный с точки зрения папы и мамы ребёнок заявляет, что ему не хочется учится там-то, заниматься тем-то. Про друзей и одежду мы сейчас не говорим.
Мы часто торопимся говорить, думать и делать за ребёнка. От этого пропадает мотивация, и многие важные вещи не понимаются, а выучиваются.
Что делать? Спорить, ругаться и настаивать не надо. А что думает по этому поводу Юлия Борисовна Гиппенрейтер? «Объясните ему на понятных ему вещах (на интересных ему вещах). Его языком, не по-школьному. Будьте союзником ребёнка, но не школы, так как методы образования механические. Когда пропадает мотивация, начинается принуждение. Но почему так? Ведь жизнь начинается с желания. И союзником ребёнку надо быть и в его желаниях тоже».
Кто-то может сказать – но учиться же надо, знания получать, чтобы потом хорошо сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ. Да, всё верно, но чтобы ребёнок учился хорошо, ему там должно быть интересно. И вот как можно вызывать интерес к учебе. Очень дельный совет даёт муж и соратник Ю.Б Гиппенрейтер Алексей Николаевич Рудаков: «Оценки в школе – не самое главное. Учиться должно быть интересно. Неправильный вопрос – какая у тебя сегодня оценка? Правильный – что сегодня интересного было?»
Продолжение статьи «Ребёнку не нужны правила – ему нужны конфеты»! – Юлия Борисовна Гиппенрейтер о воспитании детей. Часть II» читайте здесь.