Никакой особенной опасности такое поведение не представляет. Ребёнок знакомится с миром, пытается понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Употребление «плохих» слов – всего лишь очередной этап развития малыша. В зависимости от возраста дети употребляют их с разными целями и, соответственно, реагировать родителям нужно тоже по-разному.
До 2-3 лет
В этом возрасте малыши используют плохие слова без особого злого умысла. Просто услышали где-то, запомнили, решили повторить. Или малышу понравилась реакция взрослых – он ляпнул какое-то слово (о значении которого он и не догадывается), все засмеялись, всем стало весело, вот он и повторяет его с завидной регулярностью.
Как реагировать?
Максимально нейтрально. Лучшая тактика в этом возрасте – не обратить внимания. Скорее всего, малыш, не видя подкрепления, быстро забудет всё сам. Если же нет, нужно кратко объяснить, что так говорить не нужно: «ни мама, ни папа таких слов не говорят, в нашей семье так не принято. И ты не говори». Как правило, этого бывает достаточно.
С 3 до 6 лет
У дошкольников дела обстоят несколько иначе. Они уже более или менее понимают, какие слова считаются плохими, и могут использовать в разных ситуациях. Например, когда злятся или просто хотят испытать границы родителей и проверить их реакцию. То есть они используют такую лексику вполне осознанно (но всё ещё не понимают значение большинства из них).
Как реагировать?
В этом возрасте действовать нужно в зависимости от обстоятельств: если кроха разозлён и в сердцах сказал что-то грубое, нужно посочувствовать ему, и при этом объяснить, что это слово использовать нехорошо или даже неприлично. И предложить альтернативу – как было бы уместно выразиться в этой ситуации.
Если же ребёнок явно провоцирует родителей, то есть пытается проверить их на прочность, действовать нужно иначе: во-первых, нужно сохранять спокойствие и не демонстрировать ярких эмоций – ни положительных (например, смех), ни отрицательных (бурное возмущение, порицание). Иначе вы дадите эмоциональное подкрепление нежелательному поведению и только закрепите его. Подойдёт игнорирование – можно сделать вид, что вы не расслышали. Если ребёнок увидит, что никакой реакции нет, скорее всего, он будет искать другой способ поразить вас. Либо, если совершенно очевидно, что вы всё слышали, максимально коротко и лаконично сказать, что вам это не нравится: «Так себя не ведут!», «Ты меня расстраиваешь», «Так говорить некрасиво».
С 7 до 10 лет
Младшие школьники уже гораздо лучше понимают, какие слова не стоит говорить при родителях. Но могут применять их, например, в школе или на улице. Цель у них уже несколько другая – они пытаются выглядеть взрослыми, и брань кажется им лучшим способом продемонстрировать это.
Как реагировать?
Как правило, этот период проходит сам собой и довольно быстро. Но если вдруг вы стали свидетелем того, как ваше чадо ругается в общественном месте, нужно провести воспитательную беседу. Ругать и наказывать не стоит, а вот объяснить, что неприлично использовать плохие слова при взрослых, на улице, в школе – нужно. Расскажите, что взрослый человек – это не тот, кто может как угодно ругаться в любое время, а тот, кто умеет себя прилично вести в самых разных ситуациях.
С 10 лет и старше
Младшие и старшие подростки активно используют ненормативную лексику. Практически никому не удаётся избежать этого этапа взросления. Они уже не только хорошо понимают, что используемые ими слова считаются плохими, но и прекрасно осведомлены об их значении. Но также они уже знают, при ком можно, а при ком нельзя их использовать. Например, вряд ли они станут ругаться при родителях, учителях и других взрослых. А вот между собой – очень даже. Для них это, с одной стороны, признак взрослости, с другой – способ отделить «свой мир» от мира «ничего не понимающих» взрослых.
Как реагировать?
В случае с подростками лучше просто оставить их в покое. В общении между собой они используют самые разные слова, порой действительно непонятные представителям более старшего поколения. Но в числе прочего они применяют и ненормативную лексику. Они проживут этот этап, повзрослеют и перестанут придавать такое значение возможности свободно ругаться. А пока им это жизненно необходимо, это их зона комфорта и безопасности. Главное – следить, чтобы это не выходило за рамки допустимого поведения и грубые слова не проскакивали в общении со взрослыми.