Пальчиковые игры для детей 3-4 лет
Ваш ребёнок подрос, научился не только говорить и ходить, но также бегать, прыгать, проявлять упрямство. К 3-4-летнему возрасту малыш уже умеет делать многое:
- кататься на качелях;
- скатываться с горки;
- бегать и прыгать;
- бросать и ловить мяч;
- играть со сверстниками;
- различать цвет и форму предметов;
- ухаживать за куклой (одевать, кормить, укачивать).
В 3 года ребёнок уже способен играть не одной, а двумя руками одновременно. А 4-летнему под силу игры и пальчиковая гимнастика со сменяющими друг друга событиями. В них можно вводить шарики, кубики и другие небольшие предметы. Ребёнок в этом возрасте без труда может выполнять два действия одновременно (например, хлопнуть в ладоши и топнуть ногой). В то же время следует иметь в виду, что:
- мелкие мышцы рук у него развиты ещё недостаточно;
- не завершено окостенение фаланг пальцев, запястья;
- нервная система ещё неустойчива, регуляция движений несовершенна.
Поэтому следует продолжать выполнять с ребёнком пальчиковые упражнения и в 3, и в 4 года. Но при подборе пальчиковых игр для детей 3 или 4 лет необходимо учитывать их возможности и способности. Естественно, что «сорока-ворона» – это уже не их уровень. В этом возрасте детям начинают нравиться ролевые игры, они хотят быть каким-либо персонажем, хорошо перевоплощаются, входят в образ.
Упражнения и игры по развитию мелкой моторики направляются на совершенствование речи, развитие творческих способностей малыша. Они должны быть не оторваны от жизни, а наоборот, отображать окружающий ребёнка мир:
- людей и их деятельность;
- животных и предметы;
- явления, происходящие в природе.
В этот период жизни малыша продолжается активизация моторики рук. Вырабатывается их ловкость, способность полностью управлять движениями, умение сосредотачиваться на каком-то виде деятельности.
Поскольку объём внимания у малышей всё ещё недостаточен, ставить перед ними сразу несколько трудных для него задач не следует. Если у него что-то долго не получается, интерес к пальчиковой игре или гимнастике пропадает.
Задача родителей детей, достигших 3-4 лет, – так подбирать для них пальчиковые игры, чтобы одни упражнения готовили их к умению считать, в других были задействованы обе руки для осознания таких понятий, как:
- снизу – сверху;
- ниже – выше;
- лево – право.
В этом возрасте у малыша появляется желание делать всё по-своему, появляется дух противоречия. Поэтому нельзя принуждать его повторять какие-то пальчиковые упражнения, если он отказывается их выполнять. Делайте их сами в его присутствии. Пройдёт несколько минут, и он обязательно сам к вам присоединится.