В процессе развития ребёнок проходит путь становления личности. С каждым годом его знания углубляются, формируется отношение к различным ситуациям, развивается интеллект. У психологического развития ребёнка есть основные периоды, на каждом этапе созревают определённые психические функции:
- с рождения до года (развиваются ключевые двигательные функции);
- от года до трёх лет (развиваются сложные двигательные функции и чувственная сфера);
- от трёх до двенадцати лет (созревание эмоциональной сферы);
- после двенадцати лет (развитие мыслительной деятельности).
Ключевым моментом является психологическое развитие малыша после трёх лет, у ребёнка дошкольного возраста появляется логическое мышление, он может строить причинно-следственные связи, обобщать и сравнивать. У ребёнка 4 – 5 лет развивается абстрактное мышление (оно выражается в сюжетно-ролевых играх, имении строить диалог), психологическое развитие постепенно приближается к моменту, когда эмоциональные реакции будет сформированы окончательно.
Психологическое развитие ребёнка до года
До 1 года (если нет отклонений) психологическое развитие ребёнка происходит стремительными темпами. Это только кажется, что малыш ещё ничего не умеет, на самом деле он умеет уже очень многое. На первом году жизни о психологическом развитии крохи можно судить по моторике, эмоциях, восприятию, речи.
Ребёнок может начать разговаривать и после года, и это не будет показателем того, что он отстаёт в развитии. Под речью на первом году жизни подразумевают гуление, простые звуки, односложные слова.
Все родители волнуются по поводу того, чтобы их ребёнок развивался нормально. Страхи особенно часто возникают в первый год жизни малыша, ведь тяжело определить, насколько его психические реакции адекватны возрасту. О психическом развитии крохи в столь раннем возрасте говорят его умения. Разобраться в этом вопросе помогут существующие нормы:
- в один месяц малыш уже умеет фиксировать взгляд, следит за предметами. Он пытается передать свои эмоции посредством мимики, крика или кряхтения;
- в два месяца ребёнок впервые осознанно улыбается, он «строит диалоги» – гулит в ответ;
- в три месяца кроха точно узнаёт маму, реагирует на обращение, самостоятельно играет с подвешенной игрушкой либо рассматривает свои руки;
- четырёхмесячный ребёнок может самостоятельно играть на протяжении довольно длительного времени;
- в пять месяцев малыш начинает демонстрировать различные эмоции;
- в 7 – 8 месяцев ребёнок отлично различает людей, его лепет становится более сложным и эмоционально окрашенным;
- с 9 до 12 месяцев малыши начинают выполнять команды, понимать слово «нельзя». В этот период формируется речь, кроха начинает ползать, а затем ходить, что становится толчком для развития, так как теперь он активней изучает окружающий мир.
У годовалого малыша уже проявляются его индивидуальные особенности, темперамент и вкусы.
Психологическое развитие ребёнка с отклонениями
Иногда психологическое развитие малыша происходит с отклонениями. Заподозрить неладное можно если ребёнок в определённом возрасте не умеет делать то, что умеют его сверстники. Отклонением считается задержка психического развития, нарушения эмоциональной сферы, умственная отсталость. Детей с нарушениями развития нужно обязательно показать специалисту, психологическое изучение проблемы поможет диагностировать отклонение. Часто родители бьют тревогу из-за возрастных проявлений характера, приписывая своему ребёнку патологии. Не стоит заниматься постановкой диагноза самостоятельно, только полное обследование с участием терапевта, дефектолога, логопеда, психолога может указать развивается ли малыш согласно своему возрасту. При диагностике отклонений исследуют различные психические функции: мышление, память, внимание, восприятие, интеллект, эмоции. Также учитывают особенности развития, характерные для определённого возрастного периода.
Диагноз о психологическом отклонении – не приговор. Детей с отклонениями в развитии можно адаптировать к социуму, если заниматься с ними, более того – психологическое сопровождение и психокоррекционные занятия со временем могут способствовать изменению диагноза.