До сих пор учёные всего мира не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос о причинах возникновения СДВГ. Единственное, в чём они находят точку соприкосновения, – это вывод, что истоки этого заболевания находятся в ДНК, то есть основой недуга являются генетические факторы.
Генетическая природа недуга подтверждается тем фактом, что если СДВГ диагностировано у одного из близнецов, можно с уверенностью сказать, что этим заболеванием страдает и второй из пары.
Это подтверждается ещё и тем, что риск заболеть синдромом дефицита у малышей, родители которых страдают этим недугом, наполовину выше, чем у их сверстников со здоровыми в этом отношении папами и мамами. Поэтому говорить о профилактике возникновения СДВГ, наверное, не уместно. Речь можно вести только о том, как минимизировать отрицательные последствия наличия заболевания и упростить жизнь ребёнка, а впоследствии и взрослого человека.
Лечение синдрома дефицита внимания
СДВГ является сегодня наиболее часто встречаемым отклонением в психическом развитии малышей. Его диагностируют у каждого пятого из ста детей, и практически в любой группе детсада есть хоть один ребёнок, нуждающийся в лечении от синдрома дефицита внимания. Как ни парадоксально это звучит, способа излечения от этого недуга пока не найдено.
Единственное, на что уповают мужи от медицины, – это то, что треть больных «перерастут» его, а остальные просто приспособятся жить с ним во взрослой жизни. Основными лекарственными препаратами, используемыми врачами, являются стимуляторы. Но они не излечивают, а, как можно понять из названия, просто в какой-то мере стимулируют состояние нервной системы ребёнка. Однако к их выбору следует подходить очень осторожно. Это может делать только врач.
Синдром дефицита внимания у детей: лечение
Прежде чем вести речь о лечении какого-либо заболевания, в том числе и дефицита внимания у маленьких детей, следует иметь представление о признаках и симптомах недуга.
К основным симптомам СДВГ большинство учёных, занимающихся этой проблемой, относят следующие показатели:
- гиперактивность,
- невнимательность,
- импульсивность.
Эти признаки характерны для большинства малышей, однако в случае с дефицитом внимания они приобретают гипертрофированные формы и проявляются в любом возрасте. К диагностическим признакам или критериям заболевания по системе DSM-IV относят два основных показателя: нарушение внимания и импульсивность. Первый выражается в следующем:
- неорганизованность,
- забывчивость,
- неумение сосредоточиться,
- постоянное отвлечение на внешние раздражители,
- неумение слушать и слышать,
- нежелание выполнять какую-либо работу или задание, требующее постоянного внимания.
Импульсивность (гиперактивность) проявляется в таких поведенческих показателях, как:
- чрезмерная болтливость, вмешательство в разговор других;
- неумение спокойно сидеть даже минимальное время, постоянная суетливость;
- неспособность дождаться своей очереди во время какой-то коллективной игры или деятельности;
- попытка отвечать на ещё не до конца поставленный вопрос;
- невозможность играть в спокойные игры.
Для того чтобы исправить положение, родителям такого ребёнка следует выполнять следующие рекомендации:
- чаще отправляться с малышом на длительные прогулки;
- привлекать его к занятиям и играм, требующим усидчивости и сосредоточенности (моделирование, шахматы, чтение с последующим обсуждением прочитанного);
- учить малыша концентрировать внимание на своих телодвижениях;
- спокойно, без нравоучений и оскорблений объяснять ему, чем чревата его рассеянность и суетливость во взрослой жизни.
Не применяйте способа силового принуждения, диктатуры и агрессии. Найдите ту грань, которая отделяет мудрое воспитание от менторства в отрицательном значении этого слова.