Психологическая готовность к школе — это комплексный показатель, включающий в себя умственную, волевую и личностную готовность ребёнка к процессу обучения в школе. Именно этот показатель в большей степени влияет на успешность будущего первоклассника как ученика.
Для оценки психологической готовности существуют свои критерии. Если вы заметили, что какой-то из них немного «западает», не стоит паниковать. Навыки можно и нужно развивать, и не всегда для этого требуется специалист. Запомните 5 основных критериев и упражнений, которые помогут подготовиться.
Учебная мотивация
Новое знание в любом виде должно быть привлекательным для ребёнка. Если учебная мотивация отсутствует, заниматься школьник будет «из-под палки», а это убьёт весь интерес к познанию и вдобавок испортит отношения с родителями и учителями.
Причины для этого могут быть разные. От пассивного отношения родителей к детскому любопытству до ситуаций, когда ребёнок перегружен дополнительными занятиями. Этих двух крайностей следует избегать.
Как развивать:
Начните внимательнее относиться к многочисленным детским «почему?» с самого раннего возраста. Простые, но достаточно полные ответы сформируют у ребёнка кругозор и знания об окружающем мире, а это уже в первом классе станет самостоятельным предметом. Используйте художественную и научную литературу — рассказы о природе и животных, энциклопедии, справочники, атласы для дошкольников.
Интеллектуальное развитие
Интеллектуальное развитие — это способности к анализу, обобщению и классификации. Они помогут ребёнку находить логические закономерности и причинно-следственные связи, решать задачи определенного типа, структурировать полученные знания (например, понимать, что голубь — это птица, а щука — рыба, чем птицы отличаются от рыб и так далее). Без этих навыков процесс обучения будет носить хаотичный и неосознанный характер.
Как развивать:
Развивать такие способности отлично помогают различные логические игры, которые очень любят дошкольники: нахождение сходств и различий, лишнего элемента, выстраивание цепочек последовательности, головоломки и пазлы.
Произвольное поведение и внимание
Этот критерий отвечает за способность ребёнка слушать учителя, работать по образцу и инструкции, соблюдать правила, установленные в школе. Умение регулировать своё поведение поможет подружиться с коллективом и успешно адаптироваться к новым условиям.
Как развивать:
Лучшее средство для развития произвольного внимания — игры во всех своих проявлениях:
подвижные игры помогут ребёнку научиться координировать свои движения; командные игры (футбол, игра в мяч, эстафеты) развивают у дошкольника умение работать в группе, помогать товарищу;детские сюжетные игры позволяют ребёнку «примерить» разные социальные роли, дают возможность посмотреть на себя со стороны, почувствовать границы своего «Я» и лучше себя понять;игры «на запрет» (когда нельзя что-то произносить) формируют понимание рамок дозволенного.
Любая игра предполагает выполнение определенных правил, учит принимать поражение и дарит чувство радости и счастья в случае победы. Это своеобразная тренировка для ребенка, который в школьной жизни тоже столкнется как с победами, так и с разочарованиями, но уже будет способен принять и то, и другое, без чрезмерных переживаний.
Фонематический слух
Фонематический слух — это умение различать отдельные звуки, которые есть в слове. Этот критерий отвечает за успешное освоение звукового анализа, на котором построена методика обучения чтению.
Как развивать фонематический слух
Основной способ — словесные игры и упражнения. Например, восстановить рассказ по картинкам, расположив их в правильном порядке. Полезно обсуждать с ребёнком прочитанное: «Кто главный герой? Куда он пошел? Кого встретил?» и так далее. Это формирует осознанность чтения и слуха. Тренируйте ребёнка пересказами небольших текстов — это не только улучшает память, но и обогащает речевой словарь ребёнка. Активно развивают фонематический слух игры и упражнения на слуховое восприятие, например, «Хлопни в ладоши если в услышишь в слове звук "К"». Важно дать возможность загадывать звуки и ребёнку.
Эмоциональная готовность
Поступление в первый класс — это ощутимое изменение привычного уклада жизни ребёнка и семьи, что может вызвать серьезный стресс. Перемены в жизни, новый коллектив и нахождение своего места в нем, новые взрослые люди в окружении ребёнка и правила, которым теперь должен следовать первоклассник, — всё это эмоциональная составляющая готовности к школе.
Как развивать эмоциональную готовность
Неизвестность пугает ребенка, заставляет нервничать, придумывать небылицы и бояться будущего. Чаще говорите про школу, посещайте «Дни открытых дверей», знакомьтесь с будущим учителем.
Расскажите ребёнку, как вы пошли в школу, что вы тоже волновались и хотели найти новых друзей, что всё было хорошо и у него будет так же.
Поддержать положительный эмоциональный фон поможет и творчество. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, создание поделок — это не только развитие мелкой моторики пальцев рук, что само по себе неоценимо важно, но и способ выразить себя. Такие занятия уравновешивают, развивают эстетическое восприятие мира. Будет ещё лучше, если родители тоже поучаствуют в творческом процессе.
Не стоит забывать, что главный пример для наших детей — это мы сами. Поэтому не создавайте панику или излишнюю торжественность из этого события. Будьте бодры и оптимистичны, но при этом спокойны. Ребенок почувствует вашу уверенность и тоже будет спокоен.