Первая школа: начнём с начала
Как только человек обнаружил, что вопящих, дерущихся и дерзких детей проще всего согнать в кучу, посадить в замкнутое пространство и приставить кого-то с очень крепкими нервами, возникла первая пра-школа. А родители наверняка ещё замотанные в шкуры забитых им мамонтов, получили хотя бы немного времени: спокойно поспать в тишине, нарожать новых буйных дикарчиков или сходить, я не знаю, на охоту – без риска прибить ненароком дубинкой кого-то из несносных вездесущих детей. Шкуры постепенно сменялись на другие материалы и фасоны, а образование получило более или менее систематический характер в древних странах Востока: Египте, Месопотамии, Китае и Индии. Там к вопросу подошли строго функционально: будущий жрец? Вперёд, изучай всё, что нужно. Будущий царь? Отойди от потенциальных жрецов. Тебе в будущем на войну? Вот тебе лук и стрела, иди отжиматься и не морочь никому голову со своей математикой.
Греки с римлянами пошли куда дальше, там подход оказался не только функциональным, но и комплексным.
Между прочим, само слово «школа… происходит от греческого «сколе», что означает «досуг», а «педагоги» в версии земляков Гомера были всего-навсего рабами, чьей единственной задачей было сопровождение ребёнка к «досугу» и обратно: точно не известно, то ли для того, чтобы нерадивое чадо не удрало по дороге, то ли портфель носить помогали.
Кроме того, как всем известно из популярного фильма, греки были двух разновидностей: спартанцы и… все остальные. Так вот все остальные проводили свой досуг, чинно и неспешно беседуя на философические темы, периодически прерываясь на гимнастику, а спартанцы держали своих детей в ежовых рукавицах. Мало того, что они отбирались у родителей в семилетнем возрасте, обязательно учились читать и писать, владеть разными видами оружия и проявлять чудеса ловкости в гимнастической подготовке. С 15-летнего возраста они ещё и обязаны были пять лет посвятить хоровому слаженному пению – не выпуская, конечно же, оружия из рук, и продолжая виртуозно выполнять отжимания, стоя на кудрявой голове.
Нет ничего удивительного, что спартанцы скоро научились быстро, остроумно и ёмко отвечать на любые вопросы – лаконичный стиль появился благодаря жителям области Лаконии, особо преуспевших в такого рода мастерстве.
Что там, спрашивается, было с девочками? Да ничего с ними не было – знай умей стирать-мыть-убирать-готовить, да готовься к грядущему замужеству. Хорошо, для некоторых дочек знатных особ или будущих жриц, готовящихся к служению некоторым древним таинственным культам, делалось исключение – но очень для немногих, потому что нечего воображать о себе. Собственно, если кто не в курсе, и сейчас в некоторых странах вопрос с образованием девочек никуда особо не сдвинулся.
Школа в России: с древности до наших дней
Владимир Красное Солнышко довольно быстро сообразил, что крестить-то Русь он, конечно, крестил, но насаждать новую веру нужно какими-то масштабными действиями, и лучше поскорее, а то пока они там своих Велесов с Перунами поскидывают, можно вообще забыть, ради чего вся каша была заварена. Ради этого быстренько пооткрывали школы и позагоняли туда недорослей. Преподавали, в основном, грамоту и счёт да Слово Божие. Так ни шатко, ни валко брели себе через века и столетия, пока энергичный Петр I не удумал рубить окон в Европу.И началось...
Словно переполошенные тараканы, извлечённые из-за печи, засновали туда-сюда и ученики, и учителя: первые отправлялись целыми кораблями на обучение в Европу, в обратном направлении ехали всё больше преподаватели. Чтобы сподручнее было наблюдать за всем этим сборищем, в 1700 году в Москве Петром было открыто первое светское учреждение: Школа математических и навигацких наук. Неизвестно, что там было со словом божьим, но самое всё остальное, прогрессивное на тот момент, преподавалось только так. Учеников брали на полное казенное обеспечение, а с желавшими удрать из школы поступали просто: рубили головы. Нет ничего странного, что процент окончивших Школу был довольно высок, и от всех выпускников стремительно набирающей силу и мощь Империи была сплошная польза.
После Петра правители были каким-то неоднородными, то и дело главным государственным делом объявлялось что-нибудь другое, отличное от предыдущего, поэтому и образование тихо расползлось куда-то обратно: крестьянский люд довольствовался церковно-приходскими школами, городские жители отправляли детей по гимназиям и монастырям, некоторым совсем избранным позже стал доступен Царский Лицей. Но большевики, придя к власти, ужаснулись тому, насколько плачевной была ситуация с грамотностью. Попробовали было сами чего-то построить и позапрещать по очереди (например, ввели совместное обучение в 1918 году – до этого мальчиков и девочек обучали врозь), но, видимо, довольно быстро согласились, что с двумя главными бедами в России ничего особо и не поделать. Дороги, впрочем, ещё хоть как-то попытались строить, а уж второе… Потом случилась страшная война – и стало не до школ, потом – вторая – ещё страшнее, и ещё больше стало не до этого, хотя в 1943 школы опять развели по гендерному признаку, чтобы окончательно свести обратно лишь в 1955 году. Примерно тогда же окончательно установился и набор дисциплин, привычный нам сегодня. Хотя чистописание, кажется, всё же отменили – и, возможно, зря?
Оценки: пятёрка, десятка, А, единица
Все перечисленные отметки в разных странах принято считать высшим баллом. В некоторых школах России сейчас перешли на десятибалльную систему отметок, поэтому одни дети вместо привычных нам «пятёрок» и «троек» приносят в дневниках «десятки» и «шестёрки», а другие продолжают радовать или огорчать привычными отметками. Во Франции принята двадцатибалльная система оценки знаний, а школы США применяют буквенную шкалу.
Между прочим, статистика уверяет, что среди людей, ставших впоследствии знаменитыми в какой-либо области, примерно поровну круглых отличников и тех, кто вообще не ходил в школу либо закончил ее с грехом пополам.
Большинство же во всех странах составляют крепкие середняки-троечники, не хватавшие во время учёбы звёзд с неба.
Школьная столовая: традиции разных стран
В России во всех школах есть столовые или буфеты, дети могут докупить понравившуюся им еду во время перемены.
В Бельгии вплоть до середины 1970-х для школьников совершенно официально варили пиво крепостью около 1,5%, до сих пор некоторые сокрушаются об отмене этого прекрасного правила. В школах Японии принято питаться в классной комнате вместе с учителем, сидя на матах на полу - считается, что это способствует духовному сближению. В школах Азии обеды содержат большое количество риса и овощей, а американцы, конечно же, придумали специальную программу фастфуда для своих школьников, правда, с пониженным содержанием жира из соображений массового оздоровления школьников.
Большая перемена
Перерывы между уроками считаются необходимыми и для учеников, и для учителей — и это совершенно справедливо. В наше время мы бегали и скакали по коридорам между уроками, современных же детей всё чаще можно заметить сидящими с гаджетами, хотя и эта тенденция медленно разворачивается в сторону предпочтения активных игр. В Норвегии школьники отправляются в это время на прогулку, независимо от погоды, китайские и японские дети в обязательном порядке делают дыхательную гимнастику и растягиваются во время перемены.Будущее современной школы
Совершенно непонятно, во что превратится привычная нам школа через пару десятилетий. Сейчас всё больше детей во всём мире переходят на удалённые и комбинированные модели обучения. С одной стороны, появилась возможность получать нужное образование онлайн, это удобно при изучении языков, например. Кроме того, конкретный ребёнок может выбрать нужный набор дисциплин из разных учебных заведений всего мира, предоставляющих подобную услугу, сертифицировать свои знания и продолжать обучение дальше, не покидая своего города или путешествуя по миру. Объём информации, выложенной в сеть, настолько огромен, что старая модель «заучивания» просто теряет смысл, более актуальной становится обучение искусству быстро искать и классифицировать нужную информацию по конкретному вопросу.
С другой стороны, родителям всё же нужно продолжать работать, то есть необходимость содержания ребёнка в специальном закрытом социуме, где он будет в безопасности, всё же остается.
Некоторые эксперты образования предрекают средний вариант, когда дети продолжат ходить в школу, но выбор дисциплин и способ получения образования перейдут в режим онлайн. Так ли это, мы узнаем довольно скоро, а пока поздравим детей, родителей и учителей (всех тех, кого нужно поздравлять) и посочувствуем всем тем, кто очень хочет сочувствия. И пожелаем всяческих успехов вообще всем – так или иначе, тем способом или иным, учиться всё же нужно.