Почему гений?
Я не была бы сторонницей раннего развития, если бы у сына не было способностей. В 7 месяцев он говорил простые слова, к полутора годам – связные предложения. По нормам в 2 года надо знать основные цвета, а он уже называл оттенки. А когда другие дети ещё беспорядочно возили маркером по листу, Гриша чертил круг, квадрат и треугольник и аккуратно их раскрашивал.
Участковый педиатр и невролог были в восторге: «Вы, наверное, целыми днями с ним занимаетесь?» Нет, все навыки он приобретал случайно, сам! Слушал разговоры в семье, видел, как старшая сестрёнка рисует, и повторял.
«А что будет, если начать целенаправленно заниматься?» – я с восторгом представила, как мой мальчик лет в 14 лет поступит в МГУ, накупила пособий и взялась за дело. На удивление, Гриша был очень усидчив, и мы могли заниматься до 3 раз в день по 1,5 часа!
В 3 года нам дали сад, но я переживала, что моему вундеркинду там скучно: катать машинки после того, как бегло читаешь Пушкина!? Увольте. И уже тогда решила отдать сына в школу как можно раньше.
Трудный путь в школу
В школу принимали минимум с 6 лет. Но столько Грише исполнялось только в конце сентября, и у нас не стали принимать документы.
Я была в ужасе: неужели (с его-то знаниями!) ещё год скучать в саду? Ребёнок отлично считал, легко запоминал стихи и – спасибо репетитору – неплохо знал английский. Я пошла к директору, и она с неохотой отправила нас на тестирование.
Мнения специалистов по поводу сына разделились. Психолог просто взбесила: промурыжив Гришу целый час, она заявила, что его память пока недотягивает, да и до классных занятий мой гений ещё не дозрел! Хотя он мог наизусть читать целиком произведения Чуковского!
Зато учительница, молодая, интересная и явно не боящаяся экспериментов, решила дать ему шанс. Она поговорила с директором, и 1 сентября мой 5-летний сын стал школьником.
Первый раз в первый класс
Но радоваться пришлось недолго: в первый же месяц учёбы ребёнок сильно изменился. Придя домой, он спал по 2-3 часа, хотя в садике ненавидел тихий час. Вечером капризничал, не мог делать уроки, хотя задания для него были довольно простые.
Из школы без конца звонила учительница: через 15 минут урока Гриша вставал и шел играть, будто никого не слыша. Причём, как отмечала учительница, не из вредности, а так, будто это нормально! Дисциплина в классе нарушалась: другие малыши не могли сосредоточиться на чтении, тоже просились играть – ему можно, а нам нет?
Я разговаривала с сыном, но он говорил, что ему не было скучно на уроке, просто захотелось отвлечься. Я объясняла, что для игр есть перемена, для бега – физкультура, но все повторялось... Несмотря на хорошие оценки, мы кое-как доходили до Нового года, и я забрала из школы документы.
Умный не значит готовый к школе
Разобраться помогла психолог, которая сначала мне так не понравилась. И проблема лежала глубже, чем я могла предположить.
Мой сын действительно рано заговорил. Но остальные достижения – моя заслуга и в то же время вина. Я вышла на работу удалённо, и пусть малыш был рядом, играть ему приходилось одному – вместе мы только занимались. Чтобы продлить время общения с мамой, он и высиживал невозможные для его возраста 1,5 часа!
И в садике от скуки он не страдал: были и друзья, и беготня, и игры. Там он компенсировал активность, которых не хватало дома. В школе же наиграться нельзя, а потребность осталась – Гриша страдал, уставал психологически и дома проваливался в сон. Не зря детей отдают в школу именно с 7 лет: их усидчивость и любознательность продиктованы зрелостью психики. А в 5-6 лет нормальный ребёнок должен играть!
Дважды в одну реку
После первого полугодия мы вернули Гришу в сад. Ему сказали, что он ходил не в школу, а на подготовку к ней, и теперь, перед настоящим первым классом, ему нужно хорошенько отдохнуть.
Мне было очень стыдно стыдно, что, теша амбиции, отняла у сына детство. Но максимум, что я могла сделать, – как можно больше играть, гулять и баловаться с ним хотя бы в ближайшие полгода. На выходных папа возил нас по зоопаркам и городкам аттракционов, мы ходили в кино и бегали по парку. Ребёнок ожил! И в сентябре отправился уже в другую школу, заново в первый класс. Теперь это было своевременно, учёба давалась легко, и он говорил о ней с восторгом.
Сейчас Гриша уже в 4-м классе, и первое, что делаю, когда он приходит домой, – не сажаю за уроки, а веду гулять во двор, чтобы весело провести время вместе...