Впервые мы встречаемся с оценкой еще в утробе матери. Да-да, уже там нас оценивают по различным параметрам и даже выставляют баллы. После, оценивание встречает нас в семье. Родители вольно или невольно сравнивают ребенка, с какими-либо стандартами. Вымышленными, придуманными или существующими на самом деле. Но наиболее тесно, осознанно и болезненно мы сталкиваемся с оценкой в школе.
Придя 1 сентября в первый класс, ребенок уже готов к тому, что в него полетят двойки, тройки и пятерки. Дома родители провели разъяснительную работу. Каждому малышу понятно, что мама и папа желают видеть лишь цифру «5», в крайнем случае «4». И все для того, чтобы тоже оценить ребенка как «молодец» или «умница». Вслед за этим и ребенок выставит себе внутреннюю «цифру» в виде суждения «я могу» или «неудачник», если что-то пойдет не так. Замкнутый круг.
Родители, да и дети тоже высоко ценят просто цифры. Ошибочно считая, что именно в них залог успешности и светлого безбедного будущего. Иногда, в гонке за высоким баллом отодвигаются на задний план знания, таланты, желания, личность.
Мы – родители тоже подливаем масло в огонь. Нам нужны показатели, высокие результаты, проценты. Снова все крутится вокруг цифр. А надо ли так?
Лично я против оценок и ругани из-за них. Да-да, вы правильно поняли. Как известно, сколько несчастных случаев фиксируют ежегодно после сдачи ЕГЭ и ГИА. А теперь представим, если оценку плохую поставят первокласснику. Он идет в школу с надеждами, желанием учиться, узнавать новое, заводить друзей, одним словом - расти и социализироваться. Именно в ней я вижу основную роль школы. Честно, мне даже страшно представить если мои дети окажутся "не такими отличниками".
Когда-нибудь настанет время, я верю, когда общепринятая система оценок перестанет играть такую роль. Куда важнее как себя ребенок ведет, как развивается, но уж точно не то, как он выучил, где гипотенуза и катет, или формулы по химии, которые в жизни потом не пригодятся ни разу.
Практика показывает, что оценки никак не влияют на успешность человека в целом в его жизни. И достаток, к сожалению или счастью, не знаю , тоже не зависит от успеваемости в школе.
Школьная оценка должна перестать быть кнутом или пряником. Роль ее намного важнее и глубже. Оценка должна показать всем участникам образовательного процесса траектории развития и роста. Мы должны перестать смешивать цифры и личность.
Родители перестанут требовать пятерок, когда поймут, что оценка лишь показатель сформированности критериев, а не индикатор успешности или не успешности ребенка в жизни. Дети перестанут прятать дневники и блокировать электронные журналы, когда поймут, что родители любят их, безусловно. Ученики должны знать, что учитель, выставляя оценку, оценивает навыки и умения, а не конкретную личность. Получив «2», ребенок должен стремиться к совершенствованию и росту, а не впадать в уныние и опускать руки. Учителя, оценивая учеников, должны отказаться от личностного подхода. Оценивать критерии, а не человека. Мы все должны перестать использовать оценку как инструмент наказания или поощрения. Нужно запустить оценку, как механизм развития, роста, совершенствования и прогресса.
Давайте разделять цифры и личность. В итоге мы живем и существуем, пока еще, в мире людей, эмоций, чувств, а не машин и бездуховности.
Автор:
Валерия Манькова
Популярный блогер с аудиторией более 1,6млн подписчиков, счастливая мама двоих детей
https://instagram.com/m.lerlera