Вальдорфская школа
Основные моменты: творческое развитие, отсутствие домашних заданий, отсутствие оценок по 5-ти или 100-бальной шкале, работа с природными материалами, возможность выбора.
- Воспитанники школы учатся мастерить, шить, готовить, работая с природными материалами.
- Программа рассчитана на детей от 0 до 21 года.
- Первые 8 школьных лет с детьми работает один учитель, предпочитая гуманитарные науки точным. Контрольные и сочинения не приветствуются.
- В обязательной программе - танцы и пение.
Плюсы: развитие естественных способностей и эстетического вкуса ребенка, полезных навыков и умений.
Минусы: мало внимания точным наукам, процесс школьного обучения занимает 12 лет (после 9 класса в техникум не уйти)
Школа Монтессори
Основные моменты: маленькие классы, разновозрастные дети, личностный подход, учитель-советчик, отсутствие тетрадей и учебников, отсутствие переменок, наличие двух трёхчасовых перерывов в течение дня.
- Учителя ничего не требуют от детей, наблюдая за ними и давая задания, которые интересны каждому конкретному ребёнку. Так, сильный в математике третьеклассник может изучать программу 5 класса.
- Важнейшие навыки (например, таблица умножения) оттачиваются на практике (работая с природными материалами, шахматной доской, цепочками и т.д.).
Плюсы: развитие самостоятельности, раскрытие внутренних способностей. Нетравматичность для самооценки.
Минусы: рассчитано на усидчивых детей, отсутствие критики (в будущем в другом социуме детям будет тяжело).
Школа Щетинина
Основные моменты: проживание на территории школы, отсутствие оценок, рукопашный бой и этнические танцы, армейская атмосфера.
- Это школа интернатского типа.
- В знания дети погружаются постоянно, причём чётко организованного процесса обучения нет, как и классов.
- Занятия могут проводиться на улице.
- Дисциплина в школе строгая, при этом оценки не ставятся.
- Обязателен труд, которым параллельно занимаются ученики (строительство, сельское хозяйство и др.).
Плюсы: приобретение полезных навыков, отсутствие гаджетов, высокие показатели знаний.
Минусы: жёсткий режим, запрет на выход за территорию, разлука с родителями, порой отсутствие квалифицированной медицинской помощи.
Нешкола
Основные моменты: семейная школа, обучение традиционной программе по индивидуальному графику, возможность приобретения полезных навыков.
- Такой вид школ создают педагоги и родители, желающие обучать детей самостоятельно.
- Нешкола является своеобразным вариантом домашнего обучения. Здесь нет учителя, а есть взрослые, которые нестандартно дают информацию, заинтересовывают в предмете, развивают способности.
- Вместо уроков – экскурсии, путешествия, исследования.
Плюсы: нетрадиционный подход к обучению, всегда разные занятия, упор на интерес ученика.
Минусы: педагоги не всегда имеют образование, отсутствие классов и организованного процесса обучения.
Школы-парки
Основные моменты: для детей с 5 до 9 класса, выбор занятия учеником, выбор продолжительности занятия учеником, ориентир на интерес ребёнка.
- Это совокупность студий. Придя на занятия, ученик выбирает любую студию и занимается в ней столько, сколько хочет ( вплоть до 6 часов подряд).
- При этом он совершенно свободен, может встать и уйти через 10 минут после начала занятия, и никто не скажет ему ни слова.
Плюсы: развитие самостоятельности у ребёнка, обучение планированию своего времени, более глубокие знания в каждой области.
Минусы: отсутствие контроля (акцент на сознательность ребёнка).
Жоховские классы
Основные моменты: начальные классы на базе государственных школ, использование проектора, нет прописей и правил оформления, неограниченная двигательная активность.
- На уроках по Жоховской системе дети поют, танцуют, подходят к учителю. Даже если это урок математики.
- Темы перекликаются и пересекаются, предусмотрен периодический возврат к теме.
- Приветствуются ответы хором.
Плюсы: акцент на развитии мозговой деятельности, мультипредметное изучение , интересные уроки.
Минусы: нет чёткой программы, с которой родители могли бы ознакомиться заранее. Слайды играют слишком большую роль, порой затмевая самого учителя.
Школа Базарного
Основные моменты: раздельное обучение мальчиков и девочек, письмо чернилами, акцент на физическое здоровье ребёнка, смена положения во время урока, неограниченная двигательная способность.
- Здоровьесберегающая методика, одобрена Институтами РАН, РАМН и Правительством РФ.
- Во время занятий ребёнок постоянно меняет позы. Для этого есть даже специальная мебель – конторка с наклоном, за которой ученик может стоять.
- В ученом процессе применяется хоровое проговаривание правил стоя.
- Некоторые занятия проводятся сидя на массажном коврике. Обязательны упражнения на зрительную координацию.
Плюсы: в процессе обучения дети не ухудшают, а улучшают своё здоровье. Отсутствие принуждения. Много наглядного материала.
Минусы: во многих городах созданы лишь начальные классы по такой системе, таким детям сложнее в обычной средней школе (остаётся привычка двигаться во время урока).
Итак, альтернатив традиционного обучения достаточно. Главное, чтобы ребёнку нравилось учиться, а родители оказывали ему эмоциональную поддержку.