Ситуация с дошкольным образованием в Великобритании схожа с той, что была организована в СССР. Все детские сады в Великобритании работают по единой программе – Early Years Foundation Stage. В том виде, в котором программа существует сейчас, она была принята в 2008 году. Британский подход к дошкольному образованию основывается на многолетних исследованиях. Программа постоянно совершенствуется, но основные принципы не меняются.
Британские дети начинают свое образование с рождения по программе Birth to Three Matters с прописанными общеобразовательными задачами, которые ставятся для детей каждой возрастной группы. Родители в Великобритании выбирают детский сад, прежде всего, исходя из качества образования. Оно определяется рейтингом OFSTED (британский государственный регулятор в области образования). Всем дошкольным образовательным учреждениям присвоен рейтинг OFSTED одного из четырех уровней: выдающийся, хороший, удовлетворительный и необходимы улучшения. Даже дети британской королевской семьи посещают один из таких детских садов. Все стараются записать своих детей в дошкольные образовательные учреждения с выдающимся рейтингом.
В Великобритании дети в возрасте от 3 месяцев до 5 лет посещают детский сад. Если на момент начала нового учебного года ребенку уже исполнилось 5 лет, его зачисляют в начальную школу.
Большинство детских садов в Великобритании являются частными. Существуют и муниципальные детские сады, они обычно привязаны к начальной школе и принимают малышей с 8-9 утра до 15:00. Таких садов не так много, и они обычно бесплатные. Муниципальные детсады работают только во время учебного года, во время школьных каникул они приостанавливают работу. Частные детские сады принимают детей с 7:30 утра до 18:30 вечера. Также существует государственная программа для граждан и резидентов Великобритании, согласно которой родителям предоставляется 15 часов в неделю на бесплатное посещение частного детского сада ребенком, то есть 3 часа в день.
Количество воспитателей зависит от возраста и количества детей. В ясельной группе от 0 до 1 лет на трех детей приходится один воспитатель, для детей от 1 до 3 лет – один воспитатель на четырех детей, возраст от 3 до 5 лет – на одного педагога 13 детей.
В каждом учебном заведении Соединенного Королевства первоначально осуществляется программа «Программа раннего развития», которая включает в себя обучение, развитие и поддержание состояния благополучия всех детей от рождения до 5 лет.
«Программа раннего развития» построена на четырех главных принципах:
каждый ребенок уникален;
каждый ребенок постоянно учится;
каждый ребенок может быть сильным, уверенным в себе и своих силах; дети становятся сильными и независимыми, благодаря позитивным взаимоотношениям;
дети развиваются и обучаются разными способами; дети развиваются и обучаются с разной скоростью; дети развиваются в благоприятных условиях, где их опыт соотносится с их индивидуальными потребностями. Следовательно, между учителями и родителями должно существовать прочное позитивное партнерство.
Четыре основных принципа являются краеугольными камнями «Программы раннего развития». Они реализуются в семи основных областях обучения:
Общение и язык: дети погружаются в языковую среду. Они развивают свои навыки и уверенность, чтобы выразить себя. Они учатся слушать и говорить в разных ситуациях.
Физическое развитие: дети получают множество различных возможностей быть активными и интерактивными. Они учатся развивать свою координацию и движение. Дети узнают о важности регулярных физических нагрузок и выборе здоровой пищи.
Личное, социальное и эмоциональное развитие: дети учатся развивать позитивное восприятие себя и других. Они учатся формировать позитивные, уважительные отношения. Они учатся развивать свои социальные навыки и умения, управлять своими чувствами и эмоциями. Дети узнают о правильном поведении и развивают уверенность в своих силах.
Грамотность: дети учатся связывать звуки и буквы, они начинают читать и писать. Им предоставляется доступ к широкому кругу ресурсов, особенно к ресурсам для чтения, чтобы способствовать увлечению чтением на протяжении всей жизни.
Математика: детям предоставляется множество возможностей развить свои навыки в счете, понимании и использовании чисел, решении простых задач на сложение и вычитание, описании и распознавании геометрических и объемных фигур, тел в пространстве и единиц измерений.
Понимание мира: дети учатся понимать физический мир и свое окружение. Им предоставляется множество возможностей исследовать, наблюдать и узнавать о других людях, технологиях и окружающей среде. Выразительное искусство и дизайн: детям предоставляется возможность изучать и играть с широким набором материалов. Они учатся делиться своими мыслями, идеями и чувствами с помощью различных видов деятельности в области изобразительного искусства, музыки, танцев, ролевых игр, а также дизайна и технологий.
Одним из основных ключевых принципов «Программы раннего развития» является то, что дети изучают и понимают мир лучше всего через игру, таким образом, основная образовательная программа ведется, в основном, через игры.
Таким образом дети не рассматривают образовательный процесс как таковой, они считают, что педагоги с ними просто играют. Образовательная программа подается тематически: транспорт, насекомые, все обо мне, люди, которые нам помогают и т.д. Темы меняются раз в неделю. Под тему продумываются упражнения. Например, в рамках темы «Животный мир Арктики» дети могут считать пингвинов, одновременно практикуя математические навыки, считая их, и познавая окружающий мир. Это не похоже на типичный урок, когда дети сидят за партой и поднимают руки для ответов, при этом обучение проводится незаметно, весело и продуктивно.
Британская «Программа раннего развития» для дошкольников – это целостная программа, по которой дети находят свою идентичность, значимость и цели через связи с сообществом, миром природы и основными человеческими ценностями, такими как сострадание и сочувствие.
К 4 годам педагоги проверяют уровень знаний и навыков учеников детского сада, содержащиеся в списке общеобразовательных целей «Программы раннего развития». Такая структурированность позволяет четко определять на каком этапе находится ребенок в процессе своего образования – в каких из 7 областей ему нужна дополнительная поддержка, в каких областях его знания и умения соответствуют требованиям программы, а в каких областях он опережает требования программы. В последнем случае педагог будет давать такому ученику более сложные задания, чтобы ему не стало скучно.
В «Britannia School» мы следуем британской «Программе раннего развития». Уроки проводятся нашими высококвалифицированными преподавателями-носителями английского языка. Все наши педагоги имеют профильное университетское образование. Чтобы отследить успеваемость каждого обучающегося по британской учебной программе у каждого ребенка имеется свое портфолио, папка в которой содержится следующая информация:
комментарии о наблюдениях за учениками, принимающими участие в занятиях;
детальное описание образовательных целей, которых учащийся должен достигать в каждой части учебного плана;
работы, выполненные обучающимся;
регулярные отчеты педагогов об освоении программы ребенком и результаты тестирований ученика.