1. Кулачок
Малыш раскрывает ладошку, а мама произносит, загибая каждый пальчик:
Этот пальчик — маленький, (малыш загибает мизинец)
Этот пальчик — слабенький, (малыш загибает безымянный палец)
Этот пальчик — длинненький, (малыш загибает средний палец)
Этот пальчик — сильненький, (малыш загибает указательный палец)
Этот пальчик — толстячок, (малыш загибает большой палец)
Ну, а вместе — кулачок! (малыш крепко сжимает пальцы в кулак)
2. Прогулка
Раз, два, три, четыре, пять, (малыш загибает пальцы по одному)
Мы во двор пришли гулять, (малыш шагает по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили, (малыш лепит воображаемый комок обеими ладошками)
Птичек крошками кормили, (малыш делает движение, будто сыплет крошки)
С горки мы потом катались, (малыш ведёт указательным пальцем правой руки от запястья левой ладони к среднему пальцу)
А ещё в снегу валялись. (малыш кладёт ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (малыш отряхивает ладони друг о друга)
Съели суп и спать легли. (малыш есть воображаемой ложкой воображаемый суп и кладёт сложенные вместе ладони под щёчку)
3. Встретились двое
Встретились двое котят: «Мяу-мяу!» (малыш соединяет мизинчики)
И двое щенят: «Гав-гав», (малыш соединяет безымянные пальчики)
И две лошадки: «Бру-бру», (малыш соединяет средние пальчики)
И две коровки: «Му-му», (малыш соединяет указательные пальчики)
А рогатые ж, ну и ну!!! (указательными и средними пальчиками малыш показывает рожки)
4. Улитка
Мама сидит напротив ребёнка, малыш вытягивает раскрытую ладонь вперёд:
Улитка, улитка! Покажи свои рога, (мама пальцем руки водит по раскрытой ладони ребёнка)
Дам кусок пирога, (мама загибает большой пальчик малыша)
Пряника печатного, (мама загибает указательный пальчик)
Пышку ароматную, (мама загибает средний палец)
Сдобную лепёшку (мама загибает безымянный палец)
И блинов немножко (мама загибает мизинчик)
Когда все пальчики малыша будут зажаты в кулак, мама должна помочь ребёнку выпрямить указательный пальчик и мизинчик. В таком положении ладонь ребёнка будет напоминать улитку с рожками.
5. С добрым утром
С добрым утром, глазки! Вы проснулись? (малыш гладит глазки указательными пальчиками, а затем делает из больших и указательных пальцев воображаемый бинокль и смотрит в него)
С добрым утром, ушки!
Вы проснулись? (малыш ладошками гладит ушки, затем начинает шевелить ладонями, изображая ушки)
С добрым утром, ручки!
Вы проснулись? (малыш по очереди гладит ручки, а затем хлопает в ладоши)
С добрым утром, ножки!
Вы проснулись? (малыш гладит коленки, затем топает ножками)
С добрым утром, солнце!
Я проснулся\проснулась. (малыш поднимает руки и смотрит вверх на воображаемое солнышко)
6. Паучок
Паучок ползёт, ползёт, (малыш сжимает и разжимает пальчики, передвигая ладошки по столу)
Паутинку он плетёт. (малыш начинает тянуть ладошками воображаемую нить)
Паутинка хоть тонка, Крепко держит мотылька. (левую руку малыш сжимает в кулак и накрывает его правой ладонью)
Мотылёк сидел-сидел, Вдруг вспорхнул – и улетел! (малыш машет ручками)
7. Червячки
Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли гулять. (ладошки лежат на столе. Малыш начинает изображать червячка: сгибает сразу все пальчики и начинает шагать ладошкой по направлению к себе)
Раз, два, три, четыре, пять, червячки пошли шагать. (малыш начинает шагать по столу указательными и средними пальчиками)
Вдруг ворона подбегает, Головой она кивает, (малыш соединяет подушечки всех пальчиков, затем начинает качать ими вверх-вниз)
Каркает: «Вот и обед!» (малыш раскрывает ладошку, стараясь вывернуть её и прижать большой палец к столу, а остальные пальчики развернуть веером)
Глядь – а червячков уж нет! (малыш сжимает кулачки и прижимает их к груди)
8. Колечки (игра на координацию)
Малыш соединяет большой и указательный палец правой руки в большое кольцо, а большой палец и мизинец левой руки – в малое кольцо. Затем ребёнок должен поочерёдно менять положение пальцев: на правой руке – сомкнуть большой палец и мизинец, на левой – большой палец и указательный. Таким образом чередуя большое и малое кольцо. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими руками одновременно.