Кажется, совсем недавно из роддома принесли малюсенький беспомощный комочек, а уже не за горами его первый день рождения. Время пролетело быстро, и эта кроха уже стала полноправной личностью со своим характером, своими требованиями и претензиями. Обычно в преддверии годовалого возраста никаких особо кардинальных изменений не происходит. Просто одиннадцатимесячная кроха оттачивает навыки, приобретённые в более раннем возрасте.
Все его умения условно можно разделить на четыре основных блока со следующими ориентировочными названиями:
- должен уметь;
- возможно, умеет;
- может быть, также умеет;
- может быть, даже умеет.
Ребёнок, достигший 11-месячного возраста, обязательно должен уметь:
- лёжа на спине, перевернуться на животик, а также и сесть без чьей-либо помощи;
- поднимать с пола или другой поверхности небольшие предметы, используя для этого большой и указательный палец;
- понимать, что означает слово «нельзя», хотя не всегда на него адекватно реагировать.
Если он не научился хотя бы одному из вышеперечисленных умений, следует поговорить на эту тему с педиатром. Не торопитесь делать вывод, что у вашего малыша задержки в развитии. Возможно, вы просто уделяли развитию этих навыков недостаточно внимания. Просто сделайте соответствующие выводы.
Дети, появившиеся на свет раньше срока, приобретают такие умения немного позже своих, чем их сверстники.
Более «продвинутые» малыши, возможно, умеют:
- хлопать в ладошки (известная игра «Ладушки»);
- махать рукой, если кто-то уходит или уносят его самого;
- самостоятельно ходить, придерживаясь за предметы мебели.
Некоторые детишки, может быть, также умеют:
- стоять некоторое время, ни за что не держась;
- произносить «мама», «папа», «дай» и пару-тройку других слов.
Ну и, наконец, юные «вундеркинды», может быть, даже умеют:
- крепко держаться на ногах или даже ходить без посторонней помощи;
- для достижения желаемого не только плакать, но и как-то по-другому это выражать;
- играть с партнёром в мяч (принимать его и катить от себя);
- говорить на вымышленном языке, придуманном им самим (лепет, похожий на разговор);
- самостоятельно пить из чашки (возможно и даже вероятно, не очень аккуратно);
- протягивать руку, если хочет что-то попросить.
Если вы считаете, что в развитии вашего ребёнка есть проблемы, не откладывайте посещение детской поликлиники на потом. Помните, что если не приступить к их устранению в самом раннем возрасте, позже имеющиеся ограничения будет возможно преодолеть только частично.
Правильное развитие малыша до года настолько важно, что порой недостаточно наблюдения только у педиатра. В отдельных случаях необходимо прибегать к помощи психолога, невролога и других специалистов.
Поводом обратиться к врачу могут быть следующие проблемы 11-месячного ребёнка:
- не умеет и не пытается ползать и передвигаться, придерживаясь за какую-то опору;
- не может сидеть, вытянув ноги;
- не проявляет желания и попытки сдёргивать с головы шапочку, поддерживать чашку, когда ему дают пить;
- не сметает со стола игрушки и другие предметы.