Календарь развития ребёнка: речь
Развитие речи ребёнка происходит в тесной связке с формированием слуха. По этой причине с ребёнком нужно общаться с первых дней жизни – то, что закладывается вначале, дает положительные результаты несколько позже. Слышимая речь усваивается через слуховое восприятие, но большую роль играет и зрительное. У малыша до года интенсивно развивается головной мозг, а вместе с ним и закладываются основы для речевых проявлений. В календаре развития ребёнка каждый месяц или два наблюдаются определенные этапы совершенствования речи со своими характерными признаками.
В первый год жизни ребёнок только учится владеть своей речью. Норм того, какой она должна быть у ребёнка в год, не существует. Но у врачей есть такое понятие как «развитие ребёнка по месяцам», и если в 3 месяца малыш умеет реагировать лишь на интонацию, то к году он способен понимать речь взрослого: выполнять простые просьбы в конкретных ситуациях и понимать названия предметов...
Таблица развития речи ребенка: от 0 до 12
Возраст ребенка | Особенности развития речи ребёнка по месяцам |
1 месяц | Крик, с которым ребёнок появился на свет, является основным голосовым проявлением в этом возрасте. Он же и главный показатель развития речи. Кроха кричит, когда «говорит» о своих потребностях, отсюда разнообразие интонацией. |
2 месяца | Звуки. Вместе с появлением первой улыбки малыш начинает издавать звуки, которые постепенно от робких становятся все более громкими и частыми. И появляется гуление – гласные звуки, которые отсутствуют в языке взрослых. |
3 месяца | Согласно календарю развития ребёнка, гуление малыша в этом возрасте становится более разнообразным, а вместе с гласными звуками он начинает произносить и согласные. Звучит это как «гу», «хы» и т.д. И если взрослые поощряют такой разговор с крохой (как бы отвечая на его гуление), то он ещё активнее начинает разговаривать. В этом заключается суть первых взаимоотношений с ребёнком на основе эмоционального общения, когда на речь взрослого малыш отвечает по-своему. |
4-6 месяцев | Появление звуковой «свирели». Происходит активное развитие навыка улыбки, постепенно переходящей в смех, от которого малыш сам получает удовольствие. Вместе с этим и голосовые реакции становятся богаче: он издает новые звуки, похожие на «в», «ф», «с», «т». Появляются даже целые цепочки звуков, похожие на «мама», «да» и т.д. Данный этап развития речи называют переходом от «гуления» к «свирели». В возрасте 4-6 месяцев ребёнок обладает хорошим слухом, способен распознавать источники звуков и различать интонации в речи взрослого. Появляются первые подражательные признаки в произнесении звуков. |
7-8 месяцев | В развитии ребёнка по месяцам в этот период у крохи появляется лепет. Малыши с охотой произносят одни и те же слоги «да-да», «на-на», а также воспроизводят все звуки, которые усвоили ранее. Основная функция и задача лепета – тренировка артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха. С помощью лепета ребёнок уже способен выражать свои эмоции, например, недовольство чем-либо. |
9-10 месяцев | Первые слова-понятия. Речь обрастает большей выразительностью. Ребёнок по-прежнему произносит лишь слоги, чаще всего двойные, но их можно понимать как отдельные слова («ба-ба», «па-па»). |
11-12 месяцев | В календаре развития ребёнка этот период отмечен появлением активных слов. Усвоенными ранее звуками кроха сопровождает определенные ситуации или обозначает предметы и людей. Часто первые слова малыш произносит не полностью, а обозначает лишь ударные слоги ( «каша» - «ка»). Произносимые слоги перестают быть бессмысленными («бу-«бу», «на-на»), а несут в себе первую смысловую нагрузку («гав-гав» - собака). Первый запас слов у детей может сильно отличаться количеством, но и отсутствие активных слов – явление частое, особенно в речи мальчиков. |