Психомоторное развитие ребенка
Психомоторное развитие детей до года
На каждом приёме с новорожденным у педиатра вы слышите одно и то же: что умеет малыш в этом месяце? Что он делает из перечисленного врачом списка? Педиатр задаёт эти вопросы не из праздного любопытства. Он выясняет психомоторное развитие новорожденного. Это проявляется в умениях крохи свершать двигательную активность, жесты согласно возрасту.
Давайте рассмотрим психомоторное развитие младенца коротко по месяцам:
1 месяц характеризуется:
- имеются рефлекторные действия;
- ребёнок прислушивается к голосам;
- сжимает руки в кулаки, подносит их ко рту;
- следит за родителем, яркой игрушкой.
На втором месяце отмечается:
- отвечает на звуки, поворачивая голову;
- улыбается;
- пытается удерживать голову;
- захватывает предметы;
- лёжа на голове хорошо держит голову.
Третий месяц знаменателен:
- хорошо удерживает голову;
- умеет переворачиваться;
- гулит;
- умеет сосредатачиваться;
- отвечает на общение взрослого улыбкой.
4 месяц характеризуется:
- узнаёт маму, реагирует на её голос;
- умело переворачивается;
- гуление более длительное, эмоциональное;
- умеет себя занять.
На пятом месяце появляется:
- может отличать своих от чужих;
- развит хватательный рефлекс;
- может есть прикорм;
- различает тона.
Шестой месяц знаменателен:
- может сидеть;
- активно играет с игрушками;
- поднимает упавшие игрушки;
- смеётся в голос.
На седьмом месяце отмечается:
- сидит самостоятельно;
- пытается ползать;
- активно гулит;
- ест с ложки;
- может себя занять.
Для восьмого месяца характерно:
- может катать, стучать;
- ползает;
- встаёт у опоры;
- активно ест прикорм;
- играет в «ладушки»;
- узнаёт себя в зеркале.
На девятом месяце проявляются:
- ходит у опоры;
- самостоятельно сидит;
- ползает;
- откликается на своё имя;
- ест с ложки, пьёт из чашки;
- пытается говорить слова.
Десятому месяцу соответствует:
- ходит, держась за руки;
- любопытен;
- выполняет простые просьбы;
- произносит первые слоги.
11 месяц характеризуется:
- пытается ходить;
- ходит у опоры;
- ходит за одну руку;
- способен выполнять просьбы;
- определяет глаза, нос, рот, уши.
Первый год жизни ребёнка проявляется:
- самостоятельно умеет ходить;
- играет с игрушками;
- произносит простые слова;
- выполняет простые действия;
- знает части тела.
Итак, мы вкратце рассмотрели психомоторное развитие детей раннего возраста на разных этапах жизни вашего малыша до одного года. Ребёнок развивается динамично, у него появляются новые навыки и умения.
Существует тест оценки психомоторного развития ребёнка.
Тест оценки психомоторного развития ребенка основан на способности ребёнка выполнять определённые задания, подходящие для его возраста. В результате должно получиться не меньше 3 выполненных и не выполненных заданий. Если ваше чадо при прохождении теста допустило ошибок больше разрешённого, то тест считается не пройденным. Если, ребёнок прошёл тест, где справляются 25% детей – результат будет «с опережением». Такой вид тестирования получил своё название «Денверский скрининговый тест»