Молодые мамы отмечают каждый успех в развитии малыша и переживают, если, по их мнению, он запаздывает с овладением того или иного навыка. Разберёмся, что должен уметь кроха на том или ином возрастном этапе, и когда вам ждать первых улыбок и шагов.
С первых дней жизни до 11 месяцев ребёнок совершает огромный скачок в физическом и психоэмоциональном развитии. Каждый месяц – очередной этап, во время которого малыш учится взаимодействовать с окружающим миром, родителями и собственным телом.
Таблица развития ребёнка
Что умеет ребёнок делать в 1 месяц
|
Физическое развитие |
Многие мамы отмечают, что первый месяц малыша – один из самых спокойных, так как ребенок большое количество времени проводит во сне и за едой. Окончательно формируются многие органы и системы тела: органы дыхания, пищеварения и выделения, система терморегуляции, проприоцепции (ощущения собственного тела) и система органов чувств. К концу первого месяца начинают формироваться первые безусловные рефлексы (хватательный рефлекс, реакция на холод, тепло, прикосновение рук и т.д.). |
Психоэмоциональное развитие |
К концу первого месяца новорождённый начинает задерживать взгляд на погремушке или лице мамы, фиксируя предмет, узнаёт близких людей и пытается улыбнуться им, у него наблюдаются зачатки мимики. Для того чтобы развитие малыша шло по правильному пути, маме нужно как можно чаще стимулировать развитие чувствительных и зрительных ощущений (легкий массаж, поглаживание пальчиков и пяточек, речевой контакт с ребёнком, телесный контакт и демонстрация игрушек). |
Речевое развитие |
Ребёнок может совершать микродвижения, издавать свои собственные звуки в такт речи взрослого (писк, фырканье, кряхтение, плач и т.д.), различает громкие и тихие звуки, проявляя беспокойство при резких раздражающих мелодиях или речи. |
Что умеет ребёнок делать в 2 месяца
|
Физическое развитие |
Все органы и системы малыша продолжают совершенствоваться: физически ребенок становится более развитым. Когда мама кладёт малыша на живот, он может держать головку в течение 10-20 секунд, а некоторые дети могут даже переворачиваться на бок. Многие дети активно двигают ручками и ножками, крепко держатся за протянутый палец или погремушку. У детей улучшается координация движений. Проходит легкий гипертонус, который часто держится в первый месяц после родов. |
Психоэмоциональное развитие |
С эмоциональной и психической точки зрения повышаются потребности малыша в новых впечатлениях и ощущениях: плач малыша в 2 месяца вполне может означать скуку или ощущение потерянности, потребность привлечь внимание. Малыш начинает реагировать на речь, поворачивая голову в сторону источника голоса, может улыбнуться, услышав голос мамы. Развивается и зрение малыша: теперь он подолгу изучает погремушки или лицо взрослых, фиксируя на нем взгляд. Приобретите малышу побольше ярких игрушек и постарайтесь не оставлять малыша надолго одного. |
Речевое развитие |
Ребенок начинает произносить свои первые звуки, - короткие, отрывистые гласные, которые со временем станут длиннее. |
Что умеет ребёнок делать в 4 месяца
|
Физическое развитие |
В 4 месяца малыш хорошо держит головку и активно поворачивает её, реагируя на звук или яркую игрушку, голос близких родственников. Лёжа на животе, малыш принимает характерную позу лягушонка: бёдра разведены в стороны, ступни в воздухе, а тело прижато к кроватке. Эта поза подготавливает тело ребёнка к ползанию. Если малыша поддерживать, он с удовольствием отталкивается ножками от поверхности, пританцовывает. |
Психоэмоциональное развитие |
Ребёнок начинает активно изучать внешний мир: если в руки попадут, например, мамины бусы – долго разглядывает предмет и пытается попробовать его на зуб, понюхать или укусить. Малыш по-разному реагирует на знакомые и чужие предметы, изучая незнакомые. Четырехмесячные дети могут распознавать родных и близких, осознавая разницу в их облике (например, если мама ярко накрасилась или папа надел очки). Приятные перемены малыш встретит радостным смехом, а вот от испуга может расплакаться. |
Речевое развитие |
Ребёнок активно пользуется новым умением, подолгу выводя полуслова на своем «малышовом» языке и произносит свои первые слоги. |
Что умеет ребёнок делать в 5 месяцев
|
Физическое развитие |
Физически ребёнок развит уже настолько, чтобы активно переворачиваться, приподниматься на руках, появляются попытки встать или поползти. Нужно внимательно следить за ребёнком на этом этапе, чтобы он не причинил себя вреда, возможно, приобрести манеж или развивающие коврики. Дети в этом возрасте активно перекатываются на бочок. |
Психоэмоциональное развитие |
Ребёнок начинает различать любимые и нелюбимые игрушки, сосредотачивая внимание на любимых. Он может крепко держать игрушку и сопротивляется попыткам забрать её у него. Кроме этого, значительного развития достигает психика малыша: он отличает «чужих» от своих (причем, чужим легко можно стать, не пообщавшись с ребенком несколько недель), и с одной стороны тянется к чужим, испытывая любопытство, но при близком контакте может начать плакать. Пятимесячный малыш с удовольствием разглядывает картинки, проявляет интерес к зрительным образам. У малыша появляется интерес к новой пище, и его пищеварительная система уже готова к освоению нового вида пищи (прикорма). |
Речевое развитие |
Он начинает активно интересоваться звуками и слогами, может произнести что-то простое («ба», «ма», па»). «Гулит», переходит на лепет в такт стихам, сказкам и потешкам, которые читают ему родители.
|
Что умеет ребёнок делать в 6 месяцев
|
Физическое развитие |
6-месячный ребёнок уже пытается ползать, передвигаясь задом наперед или на животике, иногда вставая на четвереньки и делая попытки встать, держась за руку взрослого или опору. |
Психоэмоциональное развитие |
Малыш самостоятельно берёт игрушки, осознанно играет ими, стучит по различным поверхностям, пытается попробовать на вкус, бросает и пытается достать, явно показывая свое недовольство, если родители пытаются забрать у него предмет.Посторонние люди воспринимаются ребёнком теперь ещё более подозрительно, на контакт с людьми, не являющимися членами семьи, ребёнок идёт избирательно и долго присматривается к постороннему. При возникновении чувства страха малыш активно просится на ручки к маме. |
Речевое развитие |
Ребёнок понимает направленную к нему речь, активно пользуется изученными слогами и продолжает осваивать новые слоги, звуки. |
Что умеет ребёнок делать в 7 месяцев
|
Физическое развитие |
Для малыша и его родителей наступает нелегкое время: малыш начинает ползать по квартире и делать свои первые шаги, опираясь на бортик кровати или руки родителей, легко переворачивается со спины на живот, на бок, учится сидеть самостоятельно. В этом возрасте у многих детей начинают прорезываться зубки – часто процесс протекает нелегко, с подъемом температуры, появлением катаральных явлений, опуханием десен. |
Психоэмоциональное развитие |
Ребенок увлеченно исследует пространство квартиры и новые предметы, которые попадаются ему на пути. Особенно увлекается малыш разнообразными коробками, журналами, баночками и газетами. С другой стороны, ребёнок в этом возрасте очень привязан к матери и сильно пугается, если она куда-либо уходит. Можно продолжать введение прикорма, так как малыш с ещё большим интересом узнает новые продукты. Правда, 7-месячный малыш уже может протестовать против тех или иных кушаний, высказывая свое одобрение или неодобрение по поводу гастрономических изысков мамы. |
Речевое развитие |
Понимает то, что говорят ему родители, распознает интонацию, пытается реагировать на речь – «гулит», произносит первые простейшие слоги или слова. |
Что умеет ребёнок делать в 8 месяцев
|
Физическое развитие |
Малыш уверенно ползает и сидит, самостоятельно встаёт, опираясь на окружающие предметы и переступая ножками. Развивается мелкая микромоторика пальцев: ребёнок может вложить предмет в предмет, собрать пирамидку. |
Психоэмоциональное развитие |
Игрушки переходят в новое качество: ребёнок увлечённо играет самостоятельно, особенно радует его процесс складывания вещей в коробку или выкидывание их из кроватки или коляски. Он понимает и выполняет простейшие просьбы родителей (возьми игрушку, сыграй в ладушки и т.д.), подолгу может смотреть в окно или на экран телевизора. Часто малыш уже ест протёртую или мелко порубленную пищу, его можно начинать высаживать на горшок для знакомства с новым предметом. Часто в этом возрасте появляются интенсивные страхи, которые могут оказать влияние на развитие малыша: в большинстве случаев детям просто нужно больше внимания и заботы, и со временем они перерастут эти страхи. |
Речевое развитие |
Ребёнок активно лепечет, подражая речи взрослых, учит всё новые слоги и сочетания звуков. |
Что умеет ребёнок делать в 9 месяцев
|
Физическое развитие |
Ребёнок в этом возрасте уже активно ползает, стоит и ходит, практически не держась за опору, пытается забраться на кровать, стул или колени родителей, с удовольствием прыгает, приседает и пританцовывает, держась за руки мамы. Малыш активно познаёт мир, открывая и закрывая ящики шкафа, стаскивая предметы с разнообразных поверхностей и пробуя на вкус всё, что попадется на глаза, а также с удовольствием рвёт и мнёт газеты и журналы, которые находит. Родителям остаётся только набраться терпения и пережить этот период. |
Психоэмоциональное развитие |
Психоэмоциональное развитие также становится более зрелым: девятимесячный ребенок хорошо понимает речь взрослых, показывает знакомые предметы и части тела, может пытаться начать есть ложкой и пользоваться чашкой и проситься на горшок. |
Речевое развитие |
Ребёнок всё активнее подражает речи взрослых, учит новые слоги и сочетания звуков. |
Что умеет ребёнок делать в 10 месяцев
|
Физическое развитие |
10-месячный малыш спокойно перемещается по квартире – ползает, встает, сидит, может самостоятельно ходить, почти не держась за опору или руку матери. |
Психоэмоциональное развитие |
Ребёнок легко играет самостоятельно, но начинает увлеченно наблюдать за действиями других детей и пытаться подражать их действиям. В этом возрасте уже можно пробовать ввести ребёнка в компанию других детей и оставить ненадолго поиграть. Дети в этом возрасте больше любят мелкие предметы, которые легко ухватить ручкой, - небольшие машинки, куклы, кубики или пирамидки, но нужно внимательно следить за тем, чтобы ребёнок не засунул мелкий предмет в нос или рот. Ребёнок спокойно катает машинки, качает неваляшки, мячик. Может осознанно бросить надоевший предмет, достать при помощи одного предмета другой. Кроме этого, в этом возрасте малыш увереннее пользуется ложкой, кружкой или тарелочкой, ест мелко порезанные продукты. |
Речевое развитие |
Малыш играет звуками, пытается по-своему произносить знакомые слова и повторять за взрослыми, воспринимает шутки в свой адрес, играет со звуками и словами. |
Что умеет ребёнок делать в 11 месяцев
|
Физическое развитие |
В этом возрасте дети чаще всего делают первые самостоятельные шаги, не держась за руку матери. Но в любом случае, малыш уверенно идет вдоль опоры или держась за руки родителей, может взбираться на мебель или ступеньки лестницы, висит до 1 минуты на турнике или руках родителей. |
Психоэмоциональное развитие |
Он может повторять короткие слоги и слова, повторяет за родителями жесты и движения (помахать рукой в знак прощания, кивать головой, обнять и поцеловать маму), выполняет простые просьбы (дай, принеси, сядь, подними ножку), а также знает своё имя и откликается на него. Ребенок проявляет ярко выраженное позитивное или негативное отношение к тем или иным игрушкам, одежде и продуктам, может самостоятельно есть ложкой и пить из поильника. Игры становятся более осмысленными: малыш выполняет простые сюжетные действия (покормить куклу, уложить спать и т.д.), зачастую повторяя их до бесконечности, пока не научится выполнять их верно. |
Речевое развитие |
Ребёнок понимает разговор о себе и окружающих вещах взрослых людей, более уверенно произносит слова и слоги, подражает услышанным животным и птицам. |
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят