Мария, 30 лет, дочкам 3 года и 1 год
Я всегда хотела, чтобы в семье было несколько детей. Два, а лучше три или четыре. Но при этом совсем не хотелось, чтобы младший шел в школу, когда мне стукнет лет 50. Поэтому большая разница между детьми – не вариант. Тем более, что муж старше меня. Так что мы решили, что не будем делать слишком большой перерыв.
Старшая дочка родилась очень, очень спокойной – такой подарочный ребёнок, который спит по часам, ест по режиму, играет в своей кроватке и с радостью идёт ко всем на руки. Первые месяцы у меня была просто эйфория – хоть сейчас рожай. Муж оказался прекрасным отцом – любящим, заботливым, помогал во всём. В общем, какая там послеродовая депрессия? Какие гормоны? Когда дочке исполнился годик, мы поехали на море, и оттуда я вернулась уже беременная.
Когда родилась малышка, старшая ревновала, но очень недолго – мне кажется, это тоже плюс маленькой разницы. Двухлетка быстрее привыкнет быть не единственным ребёнком, чем, скажем, шестилетка или подросток. Подружились девчонки тоже довольно быстро – как только младшая начала реагировать на старшую, улыбаться, гулить, радоваться. Сейчас они прекрасно играют вместе.
Конечно, есть и проблемы. Основные – технического характера. Например, собрать одновременно обеих на улицу зимой очень непросто. Тяжело, когда кто-то болеет – приходится всем сидеть дома. Есть и психологические моменты – например, я понимаю, что слишком много требуют от трёхлетки на том основании, что она Старшая и Уже Большая. Стараюсь не перегибать. И да, периодически думаю о третьем. Возможно, через годик и решимся.
Надежда, 33 года, дочерям 5 лет и 3года
Старшая дочка у нас получилась случайно. И, хотя мне казалось, что я морально не готова прощаться со своей свободной веселой жизнью, уже к концу первого триместра гормоны обуяли меня так, что я обожала своего малыша больше жизни. По правде сказать, мы с мужем очень хотели мальчика, но, когда дочка родилась, стало ясно, что девочки просто созданы для любви, поцелуев, нарядов и всего самого прекрасного.
Она была идеальным ребенком: непроблемным, предельно милым и смешным, поэтому мы тут же захотели еще одного. Такого же! Муж, конечно, мечтал о мальчике, а я была согласна на еще одну сладкую девочку. У нас с мужем есть младшие сестры, а вот взаимопонимания полного с ними нет из-за достаточно большой разницы (6 и 7,5 лет).
Итак, в 1 год 10 месяцев дочка стала старшей сестрой (да, к слову, мальчик снова не получился). Это было очень непросто: мы пережили ужасные месяцы, когда у младшей постоянно болел живот, она не спала и кричала без устали, а старшая в свои неполные 2 года оказалась лишена маминого внимания — это до сих пор моя боль. Кроме того, новая девочка получилась хоть и сладенькой, но очень уж боевой: как только у нее вылезли первые зубы, она начала кусать сестру, отбирая игрушки.
К счастью, достаточно быстро все наладилось. Я стала одновременно кормить их, купать, укладывать спать — очень удобно! И, конечно, у младшей полно вещей и игрушек от старшей. Сейчас им 5 и 3, и они лучшие подруги. Обожают друг друга, постоянно играют вместе, обнимаются, им больше никто не нужен. Младшая копирует старшую, принимает участие во всех ее играх и развлечениях. Конфликты, конечно, случаются, но они быстро забываются, а дружба сестер — это навсегда! Да, и старшая просит родить ей еще сестричку.
Алина, 37 лет, детям 16 лет, 5 лет, 3 года и 1 год
Старший сын у нас – студенческий ребенок, абсолютно внеплановый. Мы с мужем оба учились, жили в общежитии, денег не хватало. В молодости это воспринимается иначе, но всё равно я запомнила эти ощущения – когда идешь с оптового продуктового рынка в съемную квартиру в старой куртке, со старой, видавшей виды коляской, а сын в розовом комбинезоне, который перешел по наследству от кого-то из подруг, и бабушки во дворе улыбаются: ой, какая девочка, а тебе хочется сквозь землю провалиться. Поэтому мысли о втором меня не посещали очень долго – лет восемь, наверное.
К счастью, быт со временем наладился, денег стало больше, мы купили квартиру, в ипотеку, но хотя бы свою, и муж начал заговаривать о втором. Я была не против, а вот организм отказывался. Врачи разводили руками: все в порядке, непонятно. Прошел год, второй, я уже решила, что всё, без вариантов – и тут две полоски. Второй снова был мальчик, но всё остальное было иначе. У мены была уверенность в себе, работа и довольно взрослый ребёнок, который мог помочь. Гормонально меня накрыло очень сильно, это была острая, яркая, сильная радость от материнства.
И когда сыну исполнится год, я поняла, что хочу повторить всё это еще раз. Кроме того, признаюсь, очень хотелось дочку. Но снова родился мальчик. И тут у меня снова случился катарсис: как же здорово, когда детей много! Это тяжело, но при этом настолько круто! В состоянии аффекта, когда ребёнку был год, я предложила мужу решиться на четвертого – пока есть силы и задор.
Сначала он был против. И возраст, и финансово четыре всё же довольно сложно. Решили дать себе срок полгода – получится, значит да, нет – ну, значит будем воспитывать нашу футбольную команду. Дочка оказалась шустрой – через два месяца я уже ощутила знакомую тошноту. В общем, сейчас у нас три сыночка и лапочка-дочка. Старший уже сам по себе, а этот детский сад очень дружный. Да, шумно, да, беспорядок, да, тяжело, но в итоге я ни о чем не жалею.