Игра №1. «Мячик»
Эта игра подойдёт для самых маленьких. Из реквизита потребуется небольшой шарик или орешек. Мама должна вложить в ручки малыша круглый предмет, сомкнуть детские ладошки своими руками, и вращающими движениями покрутить предмет. Сначала крутим по часовой стрелке, потом против часовой, повторяя:
«Катится машинка вперёд-вперёд-вперёд,
А теперь включает задний ход, задний ход».
Игра №2. «Что за зверь?»
Пока ещё малыш не научился сам удерживать предметы, можно поиграть с ним таким образом. Мама берёт игрушку (лучше зверька) в одну руку и начинает разговаривать от её лица с ребёнком. Например: «Привет, я мышонок, погладь меня по ушкам, погладь меня по спинке, потрогай мой носик, почеши мне животик и так далее». Повторяя эти слова, мама свободной рукой берет ладошку малыша и совершает все необходимые движения. Закончив с одной ручкой – нужно проделать то же самое с другой.
Игра №3. «Сорока-белобока»
Любимое уже не одним поколением упражнение не теряет своей актуальности и эффективности по сей день. На словах:
«Сорока-белобока кашу варила, деток кормила.
На порог скакала гостей созывала».
Мама разжимает ладошку малыша и по внутренней её части своим указательным пальцем делает круговые движения, затем начинает загибать каждый пальчик на словах:
«Этому дала, он кашу варил,
Этому дала, он воду возил,
Этому дала, он дрова рубил,
Этому дала, он печь топил,
А этому не дала, (большой палец – совершаем круговые движения)
Он кашу не варил, он воду не возил».
Игра №4. «Горошинка»
Когда ребёнок уже может сам брать и перекладывать предметы, предложите ему поиграть с горошинкой. Возьмите пустую пластиковую баночку с крышкой, снимите крышку, пальцами возьмите горошинку и положите её в банку, и снова наденьте крышку. Предложите ребёнку проделать то же самое. Важно, чтобы малыш научился проделывать все шаги сам. Хотите разнообразить игру – используйте ёмкости разных форм: ковшики с ручками и небольшие кастрюли с крышками, а вместо горошин можете взять фасоль, орехи, пуговицы.
Игра №5. «Коля-Коленька»
Имя Коля можно заменить на имя малыша. Исходное положение – сидя перед столом, ручки лежат на столешнице. Мама читает стишок, а ребёнок повторяет движения:
«Коленька хороший, (гладит раскрытую ладонь правой руки)
Коленька пригожий, (гладит раскрытую ладонь левой руки)
Пройди по дороженьке, (указательным и средним пальцем «шагает» по столу)
Топни, Коля, ноженькой». (ставит ладошки на ребро, сжимает кулачки и стучит по столу)
Игра №6. «Животные»
Здесь можно проявить свою смекалку, пофантазировать вместе с ребёнком и придумать своих зверей, изображая их походку, повадки и звуки.
Жук
Сжимаем пальцы в кулак, вытягиваем указательный палец и мизинец, начинаем шевелить ими, приговаривая:
«Жук летит, жук жужжит и усами шевелит!».
Слон
Сначала раскрытыми ладонями попеременно стучим по столу, потом хлопаем в ладошки, повторяя:
«Слон идёт-топает и ушами хлопает».
Игра №7. «Семья»
Сжимаем пальчики в кулак и, читая стишок, начинаем разгибать их один за одним, помогая другой рукой. В конце широко раскрываем ладонь, растопыриваем пальчики и хлопаем в ладоши.
«Этот пальчик – дедушка, (начинаем с большого пальца)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья».
Игра №8. «Замочек»
Эту игру можно предложить ребёнку, который уже хорошо владеет ручками и может повторять движения за мамой. Исходное положение – сидя за столом, кисти рук сомкнуты в замок, говорим:
«На двери висит замок,
Кто открыть его бы мог?
Мы замочком постучали, (стучим о столешницу)
Мы замочек повертели, (крепко сжатыми руками совершаем вращательные движения в одну, затем в другую сторону)
Мы замочек покрутили… (немного ослабив хватку пытаемся крутить ладонями вверх-вниз)
И открыли!» (расцепляем пальцы и встряхивам их)
Игра №9. «Домик»
В этой игре уже задействованы не только ручки, но и личико ребёнка. Мама читает стишок и сначала показывает все движения на себе. Потом повторяет все действия вместе с ребёнком.
«Стенка, стенка, (трогаем правой ладошкой правую щечку, левой - левую)
Потолок. (трогаем лобик)
Две ступеньки, (прыгаем пальчиками по губкам)
Дзинь - звонок! (нажимаем указательным пальчиком на носик)
Игра №10. «С добрым утром»
В этой игре обе ручки выполняют синхронные движения – большие пальчики поочередно соприкасаются с пальчиками той же руки.
«Утром встали пальчики - маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали, (разминаем пальчики рук, сжимаем и разжимаем кулачки, растопыриваем пальцы)
Здравствуй, указательный пальчик. (смыкаются большой пальчик и указательный)
Здравствуй средний пальчик. (большой и средний пальчик)
Здравствуй безымянный. (большой и безымянный пальчик)
Здравствуй мизинчик». (большой и мизинец)